Ultra Light

Всё, что вы хотели знать о вертолётах

Ultra Light

helicopters

 Jet Gyrodyne послужил хорошей летающей лабораторией при проектировании тяжелого транспортно-пассажирского винтокрыла Rotodyne, но, прежде, опыт его постройки и испытаний был использован при создании еще одного оригинального вертолета. Параллельно с отработкой на Gyrodyne концепции винтокрыла конструкторы фирмы Fairey Aviation в середине 50-х годов XX века реактивный компрессорный привод с дожиганием применили на Fairey Ultra Light (сверхлегком). Он представлял собой иную, по сравнению с тяжелым Rotodyne, сторону "размерной линейки вертолетов" и относился к, так называемому, "сверхлегкому" классу.

В то время, среди многих конструкторов и эксплуатантов бытовало мнение, что реактивный привод несущего винта может оказаться экономически целесообразным не только на тяжелых машинах, но и на одно-двухместных сверхлегких вертолетах. По их мнению, реактивный тип привода должен был получиться проще и легче механического. Отпадала нужда в средствах парирования реактивного момента несущего винта. Конструкция фюзеляжа и системы тоже становилась проще и легче. Сверхлегкие вертолеты не предназначались для полетов на дальние расстояния, поэтому повышенный расход топлива при реактивном приводе не имел на таких аппаратах решающего значения.

Королевское министерство субсидирования, изучив в 1953 г. проекты сверхлегких вертолетов разных фирм, открыло финансирование только для Fairey Aviation. Ultra Light предназначался для наблюдения и связи в войсках. Концепция получила название Air runabout (летающий вестовой). В ее основе лежало желание максимально упростить конструкцию вертолета, даже в ущерб некоторым ЛТХ, сделать вертолет компактным, пригодным для хранения, транспортировки и обслуживания в пехотных и механизированных подразделениях. Базировался и перевозился вертолет в кузове трехтонного армейского грузовика. За простоту конструкции и эксплуатационное назначение вертолеты такого типа иногда называли "летающими джипами".

По разработанной для Fairey Ultra Light схеме привода, сжатый воздух должен был поступать в лопасти не от специального компрессора, а непосредственно забираться из переразмеренного компрессора ГТД. Горючее в лопасти подавалось из бака основной топливной системы, смешивалось с сжатым воздухом и дожигалось на концах лопастей. Конструкторы фирмы Fairey разработали для сверхлегкого вертолета горелки оригинальной формы, позволявшей снизить до минимума их профильное сопротивление.

Читайте также  SM-1

Базу вертолета Ultra Light составлял сварной жесткий ударобезопасный топливный бак. К нему крепили все остальные агрегаты и системы вертолета. Верхом на баке располагались два сидения летчиков. Кабина закрывалась легким плексигласовым фонарем с хорошим обзором. В "тропическом" варианте фонарь отсутствовал. Между сидениями проходила мачта, на вершине которой крепился двухлопастной несущий винт на кардане. Управление винтом было непосредственным, как на Gyrodyne. Благодаря реактивному типу привода винта и небольшим размерам, такая система управления оказалась вполне работоспособной. Позади топливного бака стоял специально модифицированный для Ultra Light ТРД Blackburn-Turbomeca Palouste BnPe.2 с переразмеренным компрессором. Эквивалентная мощность двигателя составляла 250 л.с. Над двигателем проходила балка, на заднем конце которой крепилось разнесенное хвостовое оперение. Руль поворота находился в выхлопе реактивного двигателя, благодаря чему обеспечивалось путевое управление на вертикальных режимах полета и при маневрировании с малой скоростью. Шасси имело простую полозковую конструкцию.

Вертолет Ultra Light получился очень компактным и легким. Его взлетная масса составляла 817 кг, платная нагрузка — 290 кг, диаметр несущего винта — 8,62 м, длина фюзеляжа — 4,3 м. 14 августа 1955г. первый прототип поднялся в воздух. Вскоре к испытаниям подключился и второй образец. ЛТХ оказались очень неплохими. Скороподъемность миниатюрного вертолета составляла 411 м/мин, крейсерская скорость — 153 км/ч, статический потолок- 1460 м.

На выставке в Фарнборо в 1955 г. Ultra Light продемонстрировал возможность действовать из кузова трехтонного грузовика. В дальнейшем вертолеты также испытывали на малотоннажных кораблях и катерах Королевского флота для наблюдения акватории, связи, поиска подводных лодок — совершено более 70 посадок на палубу, в том числе и в бурную погоду. Затем Ultra Light опробовали для выполнения гражданских операций — на сельхозработах, перевозке грузов на внешней подвеске, контроля площадных объектов и эвакуации раненых на носилках.

Читайте также  AB.412

Ultra Light продемонстрировали пригодность и целесообразность использования сверхлегких для выполнения ряда военных и гражданских задач. В то же время, в ходе испытаний выявились и недостатки Fairey Ultra Light — относительно высокая стоимость силовой установки и большой расход топлива. Очень низким получился ресурс лопастей. Обеспечить жаростойкость камер сгорания горелок на концах лопастей Ultra Light инженерам Fairey так и не удалось. В 1956 г. министр субсидирования прекратил финансировать программу. Занятая постройкой гигантского Rotodyne фирма заниматься параллельно доводкой и Ultra Light самостоятельно не смогла. Вертолеты Fairey Ultra Light быстро стали украшением музеев.

Copyright © 2019. Вертопедия — свободная энциклопедия вертолетов. Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки

Политика конфиденциальности