NH-90

Всё, что вы хотели знать о вертолётах

NH-90

helicopters

Полномасштабная разработка морского и тактического транспортного вертолета NH-90 (NATO Helicopter-90 — вертолет НАТО 90-х годов) фирмами Великобритании, Франции, Италии, Германии и Нидерландов началась в декабре 1986 г. В апреле 1987 г. Великобритания отказалась от участия в программе, предпочтя британо-итальянский проект ЕН-101. Для координации разработки вертолета и подготовки его серийного производства в 1992 г. образовали консорциум "NH Индастриз", в который вошли фирмы "Агуста" (26,9%), "Еврокоптер Дойчланд" (24,0 %), "Еврокоптер Франс" (42,4%) и "Фоккер" (6,7%).

Согласно договоренностям, за производство передних частей фюзеляжей, редукторов рулевого винта и втулок несущих винтов отвечает "Еврокоптер Франс" (Мариньян); центральных частей фюзеляжей — "Еврокоптер Дойчланд" (Оттобрюне); задних частей фюзеляжей, валов несущих винтов и главных редукторов — "Агуста" (Кассина-Коста); хвостовых балок- производители из Голландии (Йепенбург); лопастей — производитель из Франции (Ла-Курневю); промежуточных редукторов и шасси — также голландцы.

Вертолет проектировали в двух вариантах- корабельного базирования и транспортный для сухопутных войск и ВВС. Вариант NFH (NATO Fregat Helicopter — вертолет для базирования на фрегатах ВМС стран НАТО) автономно решает задачи поиска и уничтожения подлодок и надводных целей, осуществляет загоризонтное наведение УР класса "поверхность-поверхность", выполняет поисково-спасательные операции, перевозит грузы в кабине и на внешней подвеске. Применять с фрегата его возможно в ПМУ и СМУ благодаря системе посадки на палубу "Гарпун", спасательной лебедке и автоматической системе складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки.

Программа NH-90 предусматривала постройку одного вертолета для наземных испытаний и пяти прототипов для летных. Испытания единственного GTV (Ground Test Vehicle — вертолет для наземных испытаний), изготовленного "Агустой", начались 28 сентября 1995 г Первый летный прототип РТ1 (бортовой F-ZWTH) покинул завод фирмы "Еврокоптер Франс" 29 сентября 1995 г. Его первый полет состоялся 18 декабря 1995 г. Впервые машину продемонстрировали в Берлине на авиакосмической выставке в мае 1996 г.

Второй летный прототип РТ2 (бортовой F-ZWTI) изготовили к ноябрю 1996 г Его первый полет состоялся 19 марта 1997 г. После налета в пять часов на вертолете установили ЭДСУ полетом взамен механической. Первый полет с ней машина совершила 2 июля 1997 г. Третий РЕ3 для испытаний БРЭО выполнил первый полет в конце 1998 г., четвертый РТ4 построен в варианте ТТН, пятый РТ5 — в варианте NFH на заводе фирмы "Агуста". Это первый полноценный прототип морского вертолета. Впервые он поднялся в воздух 22 декабря 1999 г.

Читайте также  A.129 CBT

Чем больше стран создают "единый" образец военной техники, тем дольше его разрабатывают. NH-90 — не исключение. Сначала планировалось закупить 726 вертолетов NH-90 в вариантах ТТН и NTH (220 — для вооруженных сил Франции, 272 — Германии, 214 -Италии и 20 — для Нидерландов). В июле 1996 г. их число сократилось до 647. Программу неоднократно пересматривали, приостанавливали и даже собирались аннулировать из-за различного видения в странах-участниках корабельного вертолета, сокращения военных бюджетов, сложностей организационного плана.

Контракт на поставку первой партии вертолетов подписали лишь летом 1999 г. Бочку меда традиционно "украсила" ложка дегтя -голландцы из-за проблем с финансированием отложили на четыре года (до 2007 г.) закупку 20 вертолетов NH-90 в варианте NFH. В то же время Италия и Германия договорились разработать еще вариант NH-90 для поисково-спасательных операций в интересах ВС. Пока заказано 152 вертолета NH-90 первой партии: 27 NFH для Франции (поставка в 2004-05 гг.); четыре NFH (поставка в 2007 г.) и 61 машина в тактическом транспортном варианте ТТН (поставки с 2003 г.) для Германии; 15 NFH и 25 ТТН для Италии(поставки с 2004 г.); 20 NFH для Нидерландов. Окончательную сборку вертолетов наладят в Германии, Италии и Франции. Для Нидерландов их будут собирать в Италии.

NH-90 обладает неплохими перспективами на мировом рынке корабельных машин. По массе и габаритам он занимает нишу между Sea Hawk и Merlin, с вместительной кабиной сочетая возможность базирования на кораблях класса ниже, чем фрегат. На NH-90 установлена ЭДСУ полетом. Пока с такой системой летает только американский боевой RAH-66 Comanche. С ним NH-90 роднит и форма планера, уменьшающая РЛ-заметность. Правда, форма эта досталась морскому варианту "в наследство" от транспортного. Требования к снижению заметности в радиодиапазоне более актуальны для сухопутной машины, однако варианту NFH уменьшение ЭПР также не повредит.

Читайте также  Ми-2

"Первой ласточкой" в продвижении NH-90 на мировой рынок стал контракт с Норвегией на поставку 14 вертолетов, подписанный 30 ноября 2001 г. Шесть машин закупят в противолодочном варианте, восемь — в поисково-спасательном. Их поставка — в 20052008 гг. Зарезервирован заказ на поставку еще десяти поисково-спасательных NH-90.

Вертолет рассчитан на эксплуатацию при температурах от -40 до +50?С. Спецификация предусматривает не более 250 отказов оборудования и систем на каждую 1000 ч налета при технической надежности вертолета 97,5%. Экипаж — три человека: два летчика и оператор поискового оборудования. Вертолет могут эксплуатировать и два человека (летчик и оператор) в ПМУ и СМУ.

Фюзеляж выпуклой формы полностью выполнен из КМ. Как на российском штурмовике Су-25 и ударном Ка-50, боевую живучесть NH-90 обеспечивает защита наиболее важных узлов и агрегатов менее важными. Несущий винт — четырехлопастный, с эластомерными упругими элементами, втулка — из титана. Лопасти с хордой 0,65 м полностью выполнены из КМ. Они спроектированы по безбумажной технологии в среде программирования Catia CAD/CAM, обладают усовершенствованным профилем и аэродинамической круткой законцовок. Рулевой винт — четырехлопастный бесшарнирный. Лопасти с хордой 0,32 м изготовлены из КМ и конструктивно подобны лопастям несущего винта.

Шасси фирмы "DAF Спешиал Прадактс" -трехопорное, с носовой опорой, убираемое. Передняя стойка — двухколесная, основные -одноколесные. Предусмотрена установка баллонетов для посадки вертолета на воду.

Силовая установка — два турбовальных двигателя Турбомека/Роллс-Ройс/MTU RTM-322-01/9. Система управления ими -цифровая FADEC. Сухая масса двигателя составляет 240 кг, длина — 1,17 м, диаметр — 0,6 м. Вертолеты NH-90 для ВС Италии оснащают ГТД Альфа Ромео/Дженерал Электрик Т700-Т6Е. NH-90 способен летать без потери высоты в условиях МСА на высоте 1000 м на одном двигателе. Запускают основные двигатели от ВСУ или от электростартера. ВСУ также питает системы кондиционирования при выключенных основных двигателях.

Читайте также  R-5

Трансмиссия рассчитана на передачу мощности до 3413 л.с. (2545 кВт) при работе двух ГТД или 2749 л.с. в течение 30 с при работе одного. Она может работать без смазки в течение 30 мин. Топливная система включает протектированные топливные баки (в нижней части фюзеляжа), самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12,7 мм. Суммарная масса топлива во внутренних баках — 1902 кг/

ЭДСУ полетом "Еврокоптер Франс" — четырехканальная, исключающая перекрестные связи между каналами управления. Она оптимизирована для полетов на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Управляют вертолетом с помощью боковых рукояток. Центральный процессор системы управления полетом — разработки "SFIM" и "Аления". Имеется радиотехническая система захода на посадку "Томсон-CSF" и "Маркони". Работу гидравлической системы обеспечивают две механические помпы и одна электрическая. Для питания электрооборудования предусмотрены четыре электрогенератора и две аккумуляторные батареи. На NH-90 установлена автоматическая система пожаротушения.

Авионика построена по принципу открытой архитектуры с использованием шин данных MIL-STD-1553B с двойным резервированием. Их в единый комплекс связывают несколько БЦВМ, диагностирующих и контролирующих бортовое оборудование, навигационную систему, автопилот.

Радиосвязное оборудование включает интегрированный радиокоммуникационно-идентификационный комплекс "Томсон-CSF TSC-2000 IFF" и внутреннее переговорное устройство "Род энд Шварц". Осветительное оборудование кабины летчиков совместимо с очками ночного видения. Основные приборы отображения информации в кабине летчиков — пять многофункциональных ЖКИ размером по 20х20 см. Предусмотрена установка нашлемных прицелов-индикаторов.

В состав целевого оборудования NFH входят опускаемая АС, сбрасываемые активные и пассивные РГБ, детектор магнитных аномалий, канал передачи данных "корабль-вертолет" Link 11. Машину оснащают и поисковой БРЛС кругового обзора. На обоих вариантах вертолета предусмотрена ИК-система обзора передней полусферы.

Бортовой комплекс обороны включает устройства отстрела ИК-ловушек и ДОС. Вертолет NFH может быть вооружен самонаводящимися противолодочными торпедами, глубинными бомбами, УР "воздух-воздух" общей массой до 700 кг.
 

WildWeb

Top.Mail.Ru