Ми-14ПС

Всё, что вы хотели знать о вертолётах

Ми-14ПС

helicopters

В 1970 г. началась разработка поисково-спасательного Ми-14ПС. Первый опытный образец переоборудовали из серийного Ми-14ПЛ в 1974 г. При этом с вертолета демонтировали комплекс Кальмар, кроме РЛС, установили дополнительное радиооборудование, в хвостовой части фюзеляжа сделали люк, установили бортовую стрелу с лебедочно-грузовой системой СЛГ-300, которая включала лебедку ЛПГ-300, позволявшую поднимать спасателя с двумя пострадавшими общей массой до 300 кг. Как и на БТ, турбохолодильную установку вынесли на внешнюю сторону правого борта фюзеляжа, ниже проложили коммуникации топливной системы и электропроводку, ранее проходившие в районе дверного проема. В носовой части установили две дополнительные поисковые фары. Вместо штурмана-оператора в экипаж включили фельдшера-спасателя, кроме него, предусмотрели возможность брать на борт еще двух спасателей в счет полезной нагрузки. Позднее боковую дверь увеличили в два раза.

Предполагалось применение вертолета в следующих вариантах:
поисковый, оснащенный дополнительным топливным баком;
поисково-спасательный, оборудованный для перевозки до 9 человек на носилках или 18 сидячих. Предназначался для поиска спускаемых аппаратов (СА) космических кораблей и эвакуации их экипажей, а также для подбора и транспортировки пострадавших при крушениях морских и воздушных судов;
эвакуационно-транспортный — для эвакуации с места посадки на внешней подвеске СА массой до 3000 кг, а также для доставки грузов на внешней подвеске, в т. ч. аварийно-спасательного снаряжения терпящим бедствие кораблям и грузов на корабли и суда ВМФ;
транспортно-спасательный — для доставки и сбрасывания 20 спасательных плотов ПСМ-6АМ при невозможности из-за гидро- метеоусловий оказать помощь терпящим бедствие другими способами, а также для транспортировки в грузовой кабине аварийно-спасательного снаряжения и других малогабаритных грузов массой до 2 т (с берега на корабль, с корабля на берег, с корабля на корабль и в труднодоступные районы суши).

Кроме того, Ми-14ПС предусматривалось использовать для перевозки 19 служебных пассажиров и парашютного десантирования различных групп.

Госиспытания Ми-14ПС прошли в 3-м управлении ГК НИИ ВВС с 14 ноября 1978 г. по 29 июня 1979 г. (руководитель бригады -П.Олейник, ведущий летчик — В.Баракин, испытатели-парашютисты они же экспериментаторы-спасатели — К.Анашкин, Е.Тур-лаков). В ходе ГСИ, на этапе Б, с борта вертолета было выполнено 54 спуска и 68 подъемов спасателей с поверхности моря в различных погодных условиях. В заключительном Акте испытатели отметили, что для выполнения задач на Ми-14ПС требуется хорошо слетанный экипаж, прошедший специальную подготовку. Рекомендацию для запуска в серийное производство и принятия на вооружение вертолет получил. В общей сложности было построено 25 таких машин. На вертолетах поздних серий устанавливались две фары, вынесенные на балкончик в носовой части.

Читайте также  Fa.223

Следует отметить также ряд специальных испытаний, которые проходил Ми-14ПС в ГК НИИ ВВС. Например, осенью 1980 г. в районе грузинского г. Телави прошли полеты с неподготовленных горных площадок, находившихся на высотах 1000-2000 м над уровнем моря. Летом и осенью следующего года в Крыму в районе полигона Чауда и в акватории Черного моря состоялись испытания по применению вертолетов для борьбы с малоразмерными воздушными шарами (диаметр до 2 м), дрейфующими на высотах до 4000 м. На Ми-14 провели 28 полетов, во время которых для поражения шаров использовали ручной пулемет и автомат Калашникова. Практически в то же время проводилась оценка возможности полетов с палуб авианесущих крейсеров Киев и Москва, а в 1983 г. — с большого противолодочного корабля Азов.

В 1987 г. на базе Ми-14ПС были построены две новые модификации одна предназначалась для обеспечения учебно-тренировочного десантирования, а другая, оснащенная специальной поисковой лазерно-телевизионной системой, для борьбы с диверсантами. Через два года появилась модификация с утепленной грузовой кабиной. Модернизацией спасателей занимались также в Польше и Германии.

В СССР, кроме авиации флотов, незначительное количество Ми-14ПС получили ВВС, в которых эти машины использовались, прежде всего, для поисково-спасательного обеспечения (ПСО) запусков и посадок космических аппаратов. Так, 2 таких вертолета находились в 181-й отдельной вертолетной эскадрилье (н.п. Чебеньки, Оренбургской обл.), еще 2 в смешанном полку, базировавшемся в н.п. Троицкое под Кустанаем. Кроме того, начиная с 1983 г., в отряд управления Ейского ВВАУЛ поступили четыре Ми-14ПС, на которые возложили ПСО полетов ВВС Северокавказского ВО, в первую очередь — над акваторией Азовского моря.

В настоящее время в Ейске базируется отряд ПСО 1 -й смешанной авиадивизии 4-й ВА ВВС России, в составе которого по-прежнему числятся четыре Ми-14ПС. Все они в 1990-94 гг. прошли ремонт на Севастопольском АРЗ, причем борт 04 в апреле 1994 г. пришлось перегонять полулегальным способом. Сейчас это единственный вертолет ВВС РФ данного типа, эксплуатация которого продолжится до 2004 г.

Читайте также  SA.350

Лётництво Марынарки Войсковей (авиация ВМС Польши) получило в 1982-85 гг. 12 Ми-14Э и 5 Ми-14ПС. Они вошли в состав базирующейся в Дарлове 29-й эскадры (соответствует эскадрилье), входившей тогда в 16-й вертолетный полк, который в настоящее время переформирован во 2-й авиадивизион. Служба польских противолодочников во многом оказалась схожа с работой восточногерманских коллег, причем они также потеряли одну машину.

Поляки весьма активно использовали Ми-14ПС по прямому назначению. Часто вертолеты вылетали для оказания помощи в очень сложных погодных условиях, что привело в 1989-90 гг. к потере в летных происшествиях двух машин. Свою службу спасатели несут и поныне. Вот лишь два примера из недавней истории. 6 июня 2000 г. в 20.22 дежурный борт был направлен на поиск частного Ми-2, потерпевшего аварию над сушей в 15 км к юго-западу от Дарлова. Через 20 минут экипаж спасателя обнаружил место происшествия и быстро выяснил, что Ми-2 совершил удачную вынужденную посадку, при которой ни летчики, ни пассажиры не пострадали. После прибытия полиции и пожарных Ми-14ПС вернулся в Дарлов для продолжения дежурства. 17 июня того же года в 21.30 последовал вызов с земснаряда, работавшего на Балтике. Одному из моряков внезапно стало плохо и его пришлось эвакуировать с палубы в спасательной люльке. Больного доставили на аэродром Кошалин, где передали бригаде скорой помощи.

Очень высокой оценки заслужили Ми-14ПС. Широкая дверь позволяла свободно работать со специальной корзиной, в которой размещался спасатель. При такой системе можно было поднять с воды любого тяжелораненого. Вспоминается рассказ польских летчиков, участвовавших в начале 1990-х гг. в совместных учениях с германскими спасателями на вертолетах Си Кинг. Экипажу Ми-14ПС удалось поднять человека с помощью корзины за 10 секунд, тогда как команде Си Кинга потребовалось на это около 5 минут.

Кстати, у поляков с Ми-14 произошел уникальный случай. Экипаж выполнял полет над морем в 40 км от аэродрома, когда, очевидно, из-за отрыва куска хвостовой части лопасти началась сильнейшая тряска. После доклада о случившемся экипаж получил команду приводниться и покинуть борт, воспользовавшись спасательными средствами. Совершив посадку, командир направил вертолет к берегу, а сам с экипажем пересел на ходу в спасательную лодку, с которой их вскоре снял подоспевший Ми-14ПС. Волнение моря было небольшим, и покинутый вертолет потихоньку самостоятельно рулил в течение нескольких часов. Он почти добрался до берега, но закончилось топливо, двигатели выключились, произошла разбалансировка лопастей в момент останова, машина опрокинулась и затонула.

Читайте также  CH-149

В настоящее время Ми-14 в Украине, как и в России, сняты с вооружения. Украинские вертолеты собраны на территории Севастопольского авиационного предприятия (Современное официальное название Севастопольского АРЗ), начальником летно-испытательной станции которого мне выпало служить, начиная с 1985 г. Наш завод в советские времена был ведущим по ремонту Ми-14, а сейчас потихоньку занимается их утилизацией. Если в отношении противолодочных машин эту меру можно оправдать (ППС Кальмар действительно устарела, модернизировать четырнадцатый не удалось даже авиапрому СССР, а сейчас для этого просто не найти средств), то вывод из эксплуатации поисково-спасательных представляется совершенно нецелесообразным. Пришедший на смену четырнадцатому Ка-27ПС — хорошая машина, но по дальности полета проигрывает милевскому аппарату, не может приводниться и, к тому же, в этом корабельном вертолете слишком тесно для нормальной работы спасателей, размещения их снаряжения и пострадавших. Если бы Украина сохранила хотя бы звено Ми-14ПС, то действуя, скажем, из Севастополя, Сак или Кировского, они бы перекрывали большую часть Черного моря, где, увы, ежегодно происходит немало чрезвычайных происшествий, и люди гибнут, не дождавшись помощи. Поэтому очень отрадным представляется тот факт, что в конце прошлого года в Очакове в составе Морского вертолетного полка ВМС Украины после длительного перерыва начались полеты одного вертолета, который стал использоваться для ПСО на Черном море. Ми-14ПС под нож еще не пошли, и если наша держава изыщет весьма небольшие средства на восстановление их летной годности, то это позволит спасти не одну человеческую жизнь.
 

Copyright © 2019. Вертопедия — свободная энциклопедия вертолетов. Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки

Политика конфиденциальности