A.129 INT

Всё, что вы хотели знать о вертолётах

A.129 INT

helicopters

Работы по модернизации А-129 начались еще в 1986 г. в рамках международной программы разработки перспективного боевого вертолета Тонал (Тонал — один из богов индейского племени ацтеков). В программе принимали участие итальянская фирма Агуста, английская Уэстленд, голландская Фоккер и испанская CASA, образовавшие в ноябре1986 г. консорциум JEH (Joint Europen Helicopter — Единый вертолет для Европы).

В конце 1986 г. закончилось концептуальное проектирование вертолета А-129 LAH (Light Attac Helicopter — легкий боевой вертолет). В качестве базы предполагалось использовать планер вертолета А-129, на который планировалось установить ИК и ТВ системы обзора передней полусферы и надвтулочную электронно-оптическую систему кругового обзора. Вооружение усиливалось за счет интеграции в СУО перспективных ПТУР, таких, как европейская ракета TriGAT.

Система управления А-129 LAH — электродистанционная. Повысить скорость полета предполагалось за счет установки частично убираемого в специальные спонсоны шасси. Технический проект вертолета появился в марте 1990 г., но так и не был реализован из-за различных требований к легкому боевому вертолету в странах — участницах консорциума. Программу Тонал аннулировали уже в ноябре того же года.

Наиболее совершенные на сегодняшний день варианты машины, названные Мангуста Интернешнл и Да Комбаттименто представляют собой значительно модернизированный вертолет Мангуста, разработанный с учетом боевого опыта, полученного в Сомали.

Мангуста Интернешнл предлагается на экспорт, вариант Да Комбаттименто предназначен для армейской авиации Италии.

Для отработки концепции Мангусты Интернешнл использовался подопытный кролик, на котором обкатывались почти все новинки — вертолет с бортовым номером 902. В 1988 г., еще в рамках программы LAH, на нем были установлены два ГТД LHTEC T800 с цифровой системой управления FADEC. Позже к ним добавилась новая трансмиссия с шестью планетарными шестернями, которая позволяет передавать на вал мощность до 1700 л.с. (1268 кВт), а также топливные баки увеличенной емкости. На воздухозаборники двигателей установлены противопыльные фильтры. Отсутствие у Мангусты стрелковой турели ограничивало его возможности по выполнению каких-либо заданий, кроме борьбы с танками. В 1992 г. на вертолете 902 отрабатывалась подфюзеляжная турельная установка с одноствольным 12,7-мм пулеметом. В 1996 г. на нем же проходила испытания подфюзеляжная турель английской фирмы Лукас с трехствольным пулеметом Браунинг калибра 12,7 мм.

Вертолет Мангуста Интернешнл, так сказать, первого разлива принимал участие в конкурсах на боевые вертолеты для вооруженных сил Нидерландов в 1994 г. и Великобритании в 1995 г. В обоих конкурсах он выступил провально — победителем стал боевой вертолет Боинг AH-64D Апач Лонгбоу.

Читайте также  Bell 412

8 результате анализа этих неудач 9 января 1995 г. было принято решение о дальнейшем совершенствовании Мангусты Интернешнл. Ставилась задача разработать боевой вертолет, способный конкурировать с Апачем.

Улучшению летных характеристик Мангусты Интернешнл способствует замена четырехлопастного несущего ротора пятилопастным бесшарнирным винтом Пента, разработанным фирмой Агуста. Цельно-композитный винт Пента имеет на 70% меньший уровень вибраций по сравнению с четырехлопастным. Турельная пулеметная установка заменена пушечной. Рассматривались варианты установки на турели фирмы ОТО Бреда 20-мм автоматической пушки GIAT M621, или Дженерал Электрик М167 Вулкан. В результате был выбран Вулкан, который под обозначением ТМ197В стала выпускать по лицензии фирма ОТО Бреда.

Установка более тяжелой пушечной турели привела к необходимости усиления конструкции носовой части фюзеляжа. Для размещения дополнительных блоков электронной аппаратуры по бортам носовой части Мангусты Интернэшнл 902 смонтированы специальные отсеки, подобные отсекам вертолета АН-64 Апач.

В конце 1996 г. в вариант Мангуста Интернешнл переоборудовали очередной А-129 (бортовой номер I-INTR/800). Его заводской номер 29052 был заменен на 29800 в связи с установкой ГТД Т800. Вертолет 29800 является первой машиной третьей серии, предназначенной для армии Италии и первым полноценным прототипом вертолета Мангуста Интернешнл.

Значительной модернизации подверглось БРЭО. Предусмотрена комплектация его состава по желанию заказчика, в частности установка системы РЭБ изральской фирмы Элта или аналогичной итальянской системы фирмы Элеттроника. Основу приборного оборудования кабин составляют два цветных жидкокристаллических дисплея размером 15×20 см. Работу индикаторов обеспечивают процессоры Моторола 68040/060; программное обеспечение написано на языке Ада. Индикаторы совместимы с очками ночного видения ANVIS-6, используемыми в вооруженных силах Италии с1997 г.

Решение о типе обзорно-прицельной системы пока не принято. Одним из требований к такой системе является увеличение дальности обнаружения целей не менее чем на 50% по сравнению с системами, установленными на вертолете А-129. В качестве наиболее вероятных прицельных систем для Мангусты Интернэшнл рассматриваются изделия шведской фирмы SAAB ХелиТОУ-Хеллфайр или израильской фирмы Тамам NTS-A. В состав ХелиТОУ-Хеллфайр входит лазерный дальномер-целеуказатель, подсистема защиты глаз наводчика от лазерного облучения, автоматическая подсистема сопровождения ракеты и видеозаписывающее устройство. Комплекс NTS-A включает ИК-систему обзора передней полусферы, лазерный дальномер, телевизионную камеру и устройство воспроизведения ТВ-изображения, интегрированное в прицел М65.

Система фирмы SAAB прошла успешные испытания с реальными пусками ПТУР в США на вертолете МВВ Во. 105. Системой израильской фирмы оснащены боевые вертолеты Белл АН-1W Супер Кобра корпуса морской пехоты США и Армии обороны Израиля. Возможно, что фирма Агуста выберет обе системы, а при экспортных поставках решение об установке той или другой будет приниматься самим заказчиком.

Читайте также  Fl.265

Ночная пилотажная система HIRNS+ разработана итальянской фирмой Аления и германской DSAE. В ней используется усовершенствованный тепловизор второго поколения, имеющий лучшую разрешающую способность и большую дальность работы. Усовершенствованная система способна работать не только в ночное время, но и днем.

На вертолете Мангуста Интернешнл органы управления основными системами сгруппированы на рычагах общего и циклического шага в соответствии с концепцией НОСАС (Hands on Cuclic and Collective — руки на рычагах циклического и общего шага.)

Благодаря тому, что для применения подвесного вооружения используется интерфейс MIL STD 1760, совместимый как с ПТУР ТОУ, так и с ПТУР AGM-114L Хеллфайр, возможен смешанный вариант подвески из четырех ракет ТОУ и четырех — Хеллфайр. Официальная документация на вертолет предусматривает максимальную боевую нагрузку из восьми ПТУР, в то же время представители фирмы Агуста заявляют, что вертолет может нести до 16 ракет.

Отмечается, что ПТУР Хеллфайр — чрезмерно дорогое оружие, а ракета ТОУ является хорошим компромиссом между ценой и боевой эффективностью. В отдельных случаях (сильная запыленность воздуха, дым, туман) эта ракета даже превосходит по своим характеристикам Хеллфайр с лазерным наведением. К тому же для многих бронированных целей мощность боевой части Хеллфайра явно избыточна. Так, в ходе операции Буря в пустыне вертолеты АН-64 успешно поражали танки Т-55 огнем бортовых 30-мм пушек.

Кроме ПТУР, вертолет Мангуста Интернэшнл может нести блоки с 70- или 81-мм НАР, однако одновременная подвеска блоков и с 70-мм и с 81-мм ракетами невозможна. На подфюзеляжной турели в носовой части Мангусты Интернэшнл установлена 20-мм автоматическая пушка ТМ-197В. Углы наведения пушки в горизонтальной плоскости +/- 90 град., в вертикальной — от -45 до +20 град. При отказе приводов пушка автоматически устанавливается в фиксированное положение, при котором стволоы параллельны продольной оси вертолета. Боекомплект в 300 снарядов располагается в магазине оригинальной конструкции, выполненном в виде рукава, пристыкованного к левому борту фюзеляжа. Наведение и стрельбу из пушечной установки могут вести и летчик, и оператор вооружения, используя нашлемную систему IHADSS. Стрельба возможна при скорости полета до 241 км/ч.

Одним из требований к составу вооружения Мангусты Интернэшнл была интеграция ракет воздух — воздух. В качестве возможных вариантов рассматривалась установка УР Сайдуиндер, Стингер или Мистраль. Выбор в пользу Стингеров был сделан ввиду их меньшей массы и стоимости по сравнению с другими ракетами. Система управления огнем позволяет производить пуск Стингера с использованием нашлемного прицела или электронно-оптической системы целеуказания. Вертолет может нести две-четыре такие ракеты. Реальных пусков УР Стингер с Мангусты Интернэшнл пока не выполнялось.

Читайте также  Ми-14ГП

По мнению командования армейской авиации Италии, работы по интеграции УР воздух-воздух в состав вооружения необходимо интенсифицировать. Поводом к этому стало уничтожение 7 января 1992 г. югославским истребителем МиГ-21? вертолета АВ.105А, принадлежавшего итальянскому контингенту миротворческих сил в Хорватии. Пять человек, находившиеся на его борту погибли. Итальянские военные считают, что Мангуста, вооруженная ракетами воздух-воздух, смогла бы обеспечить защиту транспортного вертолета, поскольку в диапазоне малых скоростей и высот реактивный истребитель имеет плохие маневренные характеристики и весьма уязвим для ракет с инфракрасными головками самонаведения.

В настоящее время предполагается поставка итальянской армейской авиации 15 вертолетов А-129 третьей серии, получивших обозначение А-129 Да Комбаттименто (Боевой), иногда их называют Мальтирауло (Многоцелевой).

На Парижской авиационно-космической выставке 1999 г. Да Комбаттименто демонстрировался под новым названием Скорпион. Летом этого года итальянский парламент одобрил решение о модернизации 45 состоящих на вооружении Мангуст в Скорпионы. Сумма модернизации — 378 млрд. лир (205 млн долл.). Переоборудование вертолетов будет осуществляться в 2000 -2006 гг. На них, в частности, установят обзорно-прицельную систему TSS американской фирмы Локхид Мартин, включающую ИК-систему обзора передней полусферы, совместимую с системой наведения ПТУР Хеллфайр.

Мангуста Интернэшнл принимает участие в конкурсах на боевой вертолет для вооруженных сил Австралии и Турции. В первом случае конкурентами итальянского вертолета являются американский Белл AH-1BW (Супер Кобра с четырехлопастным несущим винтом) и Каман AH-2G (вариант противолодочного вертолета Каман SH-2G Сиспрайт), южноафриканский вертолет Денел CSH-2 Руивалк и европейский Еврокоптер Тайгер. В Турции соперниками Мангусты Интернэшнл выступают российский Ка-50-2, тот же Тайгер, AH-64D Апач Лонгбоу и Белл AH-1W.

В обозримом будущем Мангуста Интернэшнл может быть предложен вооруженным силам Словении, Испании, Финляндии и Швеции (закупки боевых вертолетов армиями скандинавских стран ожидаются после 2000 г.). Не исключена возможность продажи итальянских боевых вертолетов в Сингапур. Вооруженные силы этого государства приняли решение закупить партию Апачей, однако возможно формирование смешанного парка боевых вертолетов, где тяжелыми и дорогими станут Апачи, а более простыми и дешевыми — Мангуста Интернэшнл.
 

Copyright © 2019. Вертопедия — свободная энциклопедия вертолетов. Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки

Политика конфиденциальности