Главная / Словарь терминов / Жуковский Николай Егорович

Жуковский Николай Егорович

(1847-1921) русский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1868). С 1870 года преподаватель физики 2-й московской женской гимназии, с 1872 года преподаватель математики, с 1874 года доцент кафедры аналитической механики Императорского технического училища (ИТУ, с 1917 года – МВТУ). В 1876 году защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Ж. была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 года преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете Ж. работал до конца жизни. В 1894 году Ж. был избран членом-корреспондентом Петербургской АН; в 1900 году выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургской АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и ИТУ. В 1905 году был избран президентом Московского математического общества.
Под руководством Ж. при механическом кабинете Московского университета в 1902 году была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1910 году при участии Ж. в ИТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910-12 годах Ж. прочитал в ИТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого Ж., его ученика С.А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, ИТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 года преподавал на курсах офицеров-летчиков при ИТУ, там же было создано Авиационное расчетно-испытательное бюро, в котором под руководством Ж. разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций. В 1904 году в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире аэродинамический институт. Во время Первой мировой войны Ж. разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.
После Октябрьской революции 1917 года Ж. посвятил себя созданию советской авиации. В декабре 1918 года Советским правительством был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого был назначен Ж. Основанные Ж. теоретические курсы для летчиков были реорганизованы в Московском авиационном техникуме, на базе которого в 1920 году создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне ВВИА).
Ж. заложил основы единой научной дисциплины – экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Первые исследования Ж. по теории полета относятся к 1890 году. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты и впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в т.ч. «мертвая петля», и статья «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания методов аэродинамического расчета самолета. В статьях «К теории летания» (1890), «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах «О падении в воздухе легких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединенных вихрях» (1906) Ж. изложил открытый им в 1904 году принцип образования подъемной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять ее значение. Теорема Ж., устанавливающая связь подъемной силы с циркуляцией скорости, является основой прикладной аэродинамики. В цикле работ Ж. 1910-12 годов «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911-12) и в ряде работ Чаплыгина предложен способ определения циркуляции, основанный на условии плавного схода потока с острой кромки профиля. Эти исследования завершили создание теории профиля крыла. В этих работах также развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических «профилей Жуковского». В 1912-18 годах Ж. опубликовал 4 статьи под общим названием «Вихревая теория гребного винта», в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, описал законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов.
В работах «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (1913-16), «Аэродинамический расчет аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920) Ж. создает основы аэродинамического расчета самолетов, расчета динамической продольной устойчивости и прочности самолетов.
Ж. – автор многочисленных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и других. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для вузов.
В ознаменование пятидесятилетия научной деятельности Ж. и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 году правительством был издан декрет об учреждении премии имени профессора Н.Е. Жуковского «За наилучшие труды по математике и механике», а также об издании трудов Ж. В связи со 100-летием со дня рождения Ж. в январе 1947 года Совет Министров СССР учредил две ежегодные премии имени профессора Н.Е. Жуковского с вручением золотой и серебряной медалей, а также стипендии им. Н.Е. Жуковского для студентов старших курсов МГУ, МАИ, МВТУ. Именем Ж. названы город в Московской области, Центральный аэрогидродинамический институт, Харьковский авиационный институт; Военно-воздушная инженерная Академия. В Москве, Жуковском и Железнодорожном сооружены памятники ученому, создан научно-мемориальный музей Ж. в Москве.

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)