Главная / Словарь терминов / Дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА)

Дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА)

ЛА, пилотируемый человеком (пилотом, оператором), находящемся на пункте управления, располагающемся на земле, на воздушном или космическом ЛА. Применяется также термин «телепилотируемый ЛА» (ТПЛА). ДПЛА является дальнейшим развитием телеуправляемого ЛА (ТУЛА). ДПЛА в отличие от ТУЛА управляется оператором не эпизодически, а непрерывно, в зависимости от конкретной обстановки в районе полета ДПЛА. Для полного отображения обстановки в районе полета некоторые ДПЛА оборудуются телевизионной камерой или ИК-системой переднего обзора. ДПЛА – составная часть авиационного, авиационно-космического или космического комплекса. Одной из главных составных частей этих комплексов является система дистанционного управления ЛА. Она должна обеспечивать непрерывную помехоустойчивую двухстороннюю связь, одновременное пилотирование нескольких ДПЛА, выполняющих различные задания. Для военных ДПЛА связь должна быть скрытой, исключающей возможность засечки противником ДПЛА и пункта управления и определения их координат с целью воздействия на них средствами поражения или радиоэлектронной борьбы.
Военные комплексы с ДПЛА подразделяются на разведывательные, ударные, истребительные, мишенные, радиоэлектронного противодействия, ретрансляционные и другие. Гражданские ДПЛА могут решать задачи обнаружения и картографирования очагов лесных пожаров, надзора за состоянием водоемов, автострад, газовых, нефтяных и других трубопроводов, обработки полей ядохимикатами и т.д. По кратности применения ДПЛА могут быть одно- и многоразовыми; по месту старта/посадки – наземными, воздушными, воздушно-космическими, космическими. Наземный старт может осуществляться вертикально или с разбегом. Посадка на землю может производиться по-самолетному (с разбегом) или вертикально, а также с помощью парашюта. Воздушные и воздушно-космические старты и посадки требуют специальных систем и устройств на носителях ДПЛА и на ЛА, принимающих ДПЛА после выполнения ими задания.
Основное достоинство комплексов с ДПЛА – намного меньшая стоимость их создания и эксплуатации по сравнению с комплексами, содержащими обычные пилотируемые ЛА (при условии одинаковой эффективности выполнения поставленных задач). Основной недостаток комплексов с ДПЛА военного назначения – уязвимость систем дистанционного управления, работа которой может быть нарушена противником.

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)