Главная / Словарь терминов / Движение маховое

Движение маховое

вращение свободной (шарнирной) лопасти несущего винта около горизонтального шарнира с переменным углом взмаха по азимуту при косой обдувке. Движение маховое возникает под действием неуравновешенного момента сил на лопасть относительно этого шарнира. Движение маховое создается у несущего винта с целью обеспечения симметрии аэродинамических сил, развиваемых лопастями на режиме косой обдувки. При движении маховом наступающая лопасть поворачивается около горизонтального шарнира (взмахивает) вверх от равновесного положения, свойственного режиму осевого движения несущего винта, и одновременно с этим поворачивается около осевого шарнира под действием регулятора взмаха, уменьшая свой угол установки и подъемную силу, вызвавшую нарушение равновесия моментов; отступающая лопасть поворачивается около горизонтального шарнира (опускается) вниз от равновесного положения и одновременно с этим увеличивает свой угол установки и подъемную силу. При движении маховом изменяется угол атаки в сечениях каждой лопасти как за счет изменения их установочного угла, так и за счет вертикальной скорости взмаха или опускания их. При этом механизм регулятора взмаха обеспечивает такое изменение угла установки и угла атаки по азимуту, при котором подъемная сила каждой лопасти независимо от различной величины скорости обтекания по азимуту остается почти постоянной. Благодаря движению маховому и регулятору взмаха обеспечивается полная аэродинамическая симметрия лопастей несущего винта на режиме косой обдувки и создаются условия наименьшей тряски за счет разности подъемных сил, приходящих от лопастей на горизонтальные шарниры втулки несущего винта. При движении маховом лопастей за счет изменения углов атаки и скорости обтекания сечения лопастей несколько изменяются силы лобового сопротивления лопастей по азимуту их движения. Кроме того, вследствие изменения расстояния от центра тяжести (центра массы) лопасти до оси вращения втулки несущего винта (оно уменьшается при взмахе и увеличивается при опускании лопасти по сравнению с равновесным положением ее) возникает изменение центробежной силы лопасти и появляется еще поворотная сила (сила Кориолиса), которая при взмахе направлена в сторону вращения, при опускании – против вращения. Под действием этих переменных по азимуту сил лопасть совершает колебательные движения около вертикального шарнира. Неуравновешенность этих сил вызывает колебания реактивного (крутящего) момента на валу несущего винта и, следовательно, тряску двигателя и вертолета. Для уменьшения вредного влияния этих колебаний на конструкцию и управление вертолета вертикальный шарнир конструктивно соединяется обычно с фрикционным демпфером, гасящим эти колебания.

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)