Авторотация

(от греч. autos - сам и лат. rotatio - вращение) - режим работы несущего винта, при котором энергия, необходимая для его вращения отбирается от набегающего на винт потока. Режим авторотации является рабочим для автожира, а на вертолете возникает при отключении (отказе) силовой установки. Набегающий на винт поток при снижении вертолета (самолета) образуется за счет уменьшения потенциальной энергии летающего аппарата (у двух- или многовинтового самолета энергия набегающего потока, идущая на вращение винта отказавшего двигателя, создается остальными, работающими, двигателями). А. отличается от других режимов работы несущего (воздушного) винта тем, что крутящий момент на валу винта равен нулю (практически очень мал), а тяга винта (сопротивление) весьма значительна (равна, например, весу вертолета или автожира). Известно, что на режиме А. прикомлевые сечения лопасти несущего винта обтекаются потоком с большими закритическими углами атаки, средние сечения – с большими докритическими углами. В этих сечениях аэродинамические силы и моменты создают тормозящий вращение винта момент. Концевые же сечения, обтекаемые с малыми и средними углами атаки, создают момент, ускоряющий вращение винта. Режим А. несущего винта (поток набегает снизу) устойчив при малых положительных углах установки лопасти, что позволяет при отказе двигателя перевести вертолет с режима моторного полета на достаточно пологое планирование и совершить безопасную посадку с пробегом по-самолетному или без пробега с применением энергичного торможения вертолета за счет увеличения угла атаки несущего винта и угла установки лопастей перед моментом посадки (используется кинетическая энергия снижения вертолета и вращения несущего винта). Посадка на режиме А. со снижением по вертикали не применяется, т.к. в этом случае установившаяся скорость снижения примерно вдвое больше, чем при планировании с горизонтальной составляющей скорости, и безопасная посадка практически невозможна. Однако в отдельных случаях А. может быть использована для увеличения скорости снижения вертолета.

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)