Автожир

фр. autogyre, от греч. autos - сам и gyros - круг, вращение) ЛА тяжелее воздуха, у которого подъемная сила создается несущим винтом, вращающимся свободно (без привода от двигателя) под воздействием набегающего потока воздуха. Поступательное движение автожир получает от обычного тянущего или толкающего воздушного винта. Основные достоинства автожира: небольшая минимальная (эволютивная) скорость и меньшие (по сравнению с самолетом) взлетно-посадочные дистанции. Автожир является промежуточным типом летательных аппаратов между самолетом и вертолетом. Изобретен Х. Сиервой в 1919 году. Его первым летавшим автожиром был С-4 (1923 год), а в 1928 году Сиерве удалось создать удачную конструкцию аппарата, на котором был совершен перелет из Лондона в Париж.
В СССР первый автожир КАСКР-1 построен в 1929 году Н.И. Камовым и Н.К. Скржинским. После этого на протяжении десяти лет было создано около 15 типов и модификаций, строившихся в ЦАГИ по проектам Камова, Скржинского, А.М. Черемухина и В.А. Кузнецова.
Последним автожиром, разработанным в СССР, стал двухместный АК, взлетающий без разбега, спроектированный в 1940 году Камовым при участии М.Л. Миля. За рубежом создаются опытные экземпляры сверхлегких одноместных и двухместных автожиров.
Разработаны три принципиальные схемы автожира. Первая схема – крылатый автожир с неуправляемым несущим винтом и с органами управления, как на самолете. Эффективность органов управления зависит от поступательной скорости аппарата. К этому типу ЛА относятся первые автожиры (Сиервы С-8, С-19; советские КАСКР-1, ЦАГИ А-4, А-7).
Вторая схема – бескрылый автожир с управляемым несущим винтом, с горизонтальным и вертикальным оперениями. Управление аппаратом осуществляется наклоном оси несущего винта, связанной с ручкой управления аппаратом посредством рычажной передачи (Сиерва С-30, Келлетт К-1В, ЦАГИ А-12, А-14).
Третья схема – автожир с непосредственным («прыжковым») взлетом без разбега. Непосредственный взлет в этих аппаратах осуществляется путем использования кинетической энергии раскручиваемого перед взлетом до максимальных оборотов ротора от двигателя. Перед раскруткой ротора с целью уменьшения потребляемой мощности его лопасти ставятся под углом, соответствующим нулевой подъемной силе, а при достижении максимальных оборотов угол установки лопастей особым механизмом автоматически переводится на полетный (до 5-7º), и автожир, получив избыточную тягу, «подпрыгивает» вертикально вверх на несколько метров. Под действием воздушного винта аппарат получает поступательное перемещение, а затем переходит на обычный для автожира набор высоты. Первым в 1936 году такой ЛА (С-30Р) построил Сиерва.
Многочисленные теоретические работы, экспериментальные исследования, конструктивные решения несущей системы и лопастей, опыт летных испытаний и доводок автожиров в значительной степени нашли применение при создании вертолетов.

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)