Главная / Статьи / Опаленные джунгли Камбоджи (начало)

Опаленные джунгли Камбоджи (начало)

Опаленные джунгли Камбоджи (начало)

В ночь с 20 на 21 июля 1954 года на международной конференции в Женеве были подписаны соглашения о прекращении военных действий во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. В политическом Отношении это означало признание независимости и территориальной целостности трех стран Индокитая, бывших французских колоний - Вьетнама, Камбоджи и Лаоса, завоевавших право на суверенитет в долгой кровопролитной войне.
У власти в Камбодже встал наследный принц Нородом Сианук. Во внешней политике и вопросах военного строительства он полностью ориентировался на США и Францию. Уже в апреле 1954 года (то есть еще до формального провозглашения независимости) началось создание камбоджийских военно-воздушных сил, получивших название Кхмерская Королевская Авиация (Aviation Royale Krimere). С тех пор эти ВВС пережили несколько периодов подъемов и спадов, когда они то увеличивались до солидных размеров, то уничтожались почти до нуля.
Первый «взлет» был связан с именем генерал-майора Нго Хоу - личным врачом и одновременно личным пилотом принца Сичнукэ (любопытное сочетание). Он одним из первых возглавил ВВС и смог добиться относительной автономии своего рода войск. Однако справиться с многочисленными проблемами ему оказалось не под силу. Так, в ноябре 1963 года в составе ВВС числилось всего 83 самолета, причем пятнадцати различных типов! Естественно, что поддерживать их в боеспособном состоянии было практически невыполнимой задачей.
Мало того, все самолеты были морально устаревшими, физически изношенными и совершенно непригодными для каких бы то ни было военных действий. «Эти ВВС представляют собой музей истории авиации» заявил глава американской военной миссии в столице Камбоджи Пномпене генерал Роберт Табер. Нехватка запасных частей, «запредельный» износ техники и слабая подготовка летчиков приводили к многочисленным трагедиям. К примеру, от полетов на стареньких «тексанах». которым давно было пора на свалку, отказались лишь после двух серьезных аварий и двух катастроф с человеческими жертвами.
31 августа 1963 года, после серии дипломатических размолвок между Пномпенем и Вашингтоном, Сианук заявил, что отныне его страна будет покупать самолеты в Советском Союзе. В тот же день он объявил о прекращении с 1 января 1964 года сотрудничества с США в военной сфере и высылке из Камбоджи к тому же сроку всех американских советников. Для американцев это стало серьезным ударом: «Тропа Хо Ши Мина», по которой южновьетнамские партизаны - вьетконговцы, воюющие против США, доставляли на свои базы оружие и снаряжение, теперь стала пролегать и по территории Камбоджи. Мало того, вьетнамцы фактически в открытую начали получать оружие из СССР и Китая через камбоджийский порт Сиануквилль.
Советские лидеры не упустили возможности резко усилить свое влияние в регионе, и уже 20 ноября в Камбоджу прибыл транспорт с тремя МиГ-17, одним МиГ-15УТИ и одним Як-18. 9 апреля 1967 года на авиабазе «Почетонг» прошла торжественная церемония передачи этих самолетов и нескольких 100-мм зенитных орудий местным вооруженным силам. Вскоре к снабжению камбоджийцев приступили и китайцы. Всего из СССР и КНР за короткое время поступило 20 «мигов», восемь Як-18. два Ил-14, восемь Ан-2 и два Ми-4.

 

 

«Скайрейдеры» кхмерской королевской авиации, закупленные во Франциив 1960-е годы.

 


Мало того, камбоджийские ВВС получили приказ бороться с «нарушениями воздушного пространства соседями». Под «соседями» недвусмысленно подразумевались американские, южновьетнамские и таиландские ВВС, воюющие против южновьетнамских повстанцев. Подобные нарушения в ходе этой войны происходили с завидным постоянством. Так, только с 1 января 1961 по 26 февраля 1962 года, по заявлению камбоджийских официальных лиц, южновьетнамские и таиландские летательные аппараты 191 раз нарушали границу Камбоджи, а за 1964 год зарегистрировано 300 таких случаев.
Но не всегда это проходило безнаказанно. К примеру, в апреле 1964 года пара «троудженов» камбоджийских ВВС перехватила и сбила южновьетнамский корректировщик О-1. Погибли пилот американец и наблюдатель вьетнамец. 23 октября зенитчики записали паевой счет транспортный С-123. Однако количество нарушений не уменьшалось: только в октябре 1966 года произошло 85 таких случаев, а в ноябре-декабре-170.
А 19 марта 1967 года 37-летний майор ВВС Южного Вьетнама Нго Тан Диеу перелетел на своем «Скайрейдере» в Камбоджу и попросил политического убежища. Продолжались и провокации на границе с Южным Вьетнамом. Так, в ночь с 30 на 31 мая 1968 года южновьетнамский «ганшип» АС-47 проник на 6 км в глубь камбоджийской территории и обстрелял из пулеметов сторожевой пост и патрульный катер.
1 сентября 1969 года было заявлено о сбитии камбоджийскими зенитчиками в провинции Свайриенг вертолета-нарушителя.

 

В полете камбоджийские «техсаны» с опознавательными знаками королевских ВВС. Эти машины также поступили из Франции.


Однако наиболее серьезный инцидент произошел в начале марта 1970 года. В приграничном районе Южного Вьетнама американцы попали под обстрел артиллерии вьетконговцев. Ответный огонь эффекта не давал. Решив, что артиллерийская батарея находится на сопредельной территории, корректировщик отправил самолеты в район камбоджийского города Дакдам. Расположенного в семи километрах от границы с Вьетнамом. Самолеты начали кружить вокруг городка, выискивая мифические артиллерийские позиции, попали под зенитный огонь и нанесли мощный «ответный удар». В результате погибло 25 камбоджийских военнослужащих, а городок оказался наполовину разрушен. На следующий день налет повторился, и от Дакдама остались только обгоревшие руины.
Одновременно с усилением своей воздушной мощи, принц Сианук всерьез задумывался о том, где размещать новую технику. И это не случайно, ведь в Азии и Латинской Америке летчики нередко являются инициаторами разного рода путчей и военных переворотов. Например, в Индонезии, поддержка ВВС помогла разгромить коммунистов и свергнуть «левого» президента Ахмеда Сукарно. А в Лаосе в ходе неудавшегося мятежа авиабомбы сровняли с землей несколько районов столицы страны. Да и в Южном Вьетнаме офицеры ВВС неоднократно перелетали к противнику, предварительно освободившись от бомбового груза прямо над президентским дворцом в Сайгоне.

 

Еще один «старый француз» на службе короля Камбоджи - легкий штурмовик «Моран-Солнье» MS-733A.


Чтобы исключить подобные инциденты, летчиков в камбоджийскую авиацию стали набирать по принципу личной преданности главе государства, «тому же, "для подстраховки" главную базу ВВС основали непосредственно в столице, где авиаторов было легче контролировать.
Из-за этого остались без воздушного прикрытия границы с Таиландом и Южным Вьетнамом, а камбоджийские ВВС получили ироничное прозвище «Пномпеньский королевский аэроклуб».
Однако этим «карманным» ВВС пришлось поучаствовать в настоящей войне, вызванной очередным резким изменением политической ситуации. Дело в том, что 18 марта 1970 года принца Сианука, который в этот момент находился с визитом в Москве, все-таки свергли военные, и к власти пришла хунта под руководством генералов Лол Нола и Сирик Матака.

 

Американсний противоповстанческий самолет О-2А - участник боев на территории Камбоджи.

 


«Королевский аэроклуб» тут же переименовали в Кхмерскую Национальную Авиацию, передав командование ею одному из путчистов -майору Со Сатто, которому срочно присвоили звание полковника. Майор был из первого выпуска местных лепных кадров 1955 года, в начале 60-х летал на транспортниках, а в 1968 году возглавил 1er Groupe d’Intervention - единственное боевое подразделение камбоджийской авиации.
С апреля 1969 года Со Сатто был заместителем главнокомандующего ВВС Нго Хоу. К тому моменту на вооружении состояли устаревшие американские поршневые штурмовики AD-4 «Скайрейдер», доставшиеся еще от французов, советские МиГ-17 и широко популярные во всем «третьем мире» американские многоцелевые «троуджены» Т-28.
Надо отметить, что камбоджийский переворот был напрямую спровоцирован из Вашингтона, чтобы втянуть, таким образом, эту страну в войну против вьетконга, к которому принц Сианук относился вполне нейтрально и даже с симпатией. Как уже говорилось, знаменитая «тропа Хо Ши Мина» с середины 60-х годов пролегала по территории Камбоджи и «выныривала из джунглей» в Тэйнине, всего в 70-80 км от столицы Южного Вьетнама - Сайгона. Понятное дело, что для обеспечения бесперебойности ее функционирования вьетконговцы фактически взяли под свой контроль восточные районы Камбоджи, а Сианук им в этом не препятствовал.
Мало того, в стране (не без помощи Китая и Северного Вьетнама) появились собственные отряды повстанцев, которые исповедовали коммунистические, маосистские идеи и называли себя красными кхмерами.
Наконец, американцы решили «прекратить безобразие». И всего через неделю после того, как их ставленник Лол Нол пришел к власти, камбоджийские ВВС, впервые за 16 лет своего существования вступили в боевые действия, причем на территории собственной страны. Перед этим на самолетах и вертолетах спешно нарисовали новые опознавательные знаки, почему-то очень похожие на американские.

 

«Скайрейдер» южновьетнамских ВВС на боевом курсе с полным комплектом вооружения.


Основная нагрузка пришлась на МиГ-17, которые с малых высот атаковали склады и базы вьетконговцев, отряды красных кхмеров и объекты «тропы Хо Ши Мина». С другой стороны границы аналогичные акции выполнили южновьетнамские «схайрейддры».
Новые задачи обусловили необходимость скорейшей модернизации воздушных сил. Лон Нол обратился за помощью сразу к нескольким странам -Таиланду, Индонезии и, конечно же, США. Американцы не заставили долго себя ждать, и уже через пару недель в Камбоджу начали прибывать эксперты Пентагона для непосредственной оценки ситуации.
А 10 апреля Со Сатто имел продолжительную беседу с американским военным атташе, в которой детально изложил свои запросы. В результате уже через пять дней в Пномпень прилетела группа «троудженов». Количество этих штурмовиков непрерывно возрастало и к августу 1971 года в составе камбоджийских ВВС их числилось уже 16 штук. Но вместе с самолетами забыли поставить запчасти, из-за чего в скором времени большая часть Т-28 «встала на прикол».
21 апреля только что прибывшие самолеты были брошены на бомбардировку позиций красных кхмеров в районе Саанга, в 32 километрах к югу от столицы. К тому моменту реальный боевой компонент камбоджийских ВВС составляли 13 МиГ-17, четыре французских СМ. 170 «Мажистер», один учебно-тренировочный Т-37В «Дрогонфлэй», переоборудованный в штурмовик и шесть T-28D. Вместе они выполняли в средним по 14 боевых вылетов в день.
11 «скайрейдеров», поставленных Францией еще в 1964 году, находились в плачевном состоянии (что не удивительно, так как ранее они очень интенсивно использовались французами в Алжире).
Транспортная авиация была представлена шестнадцатью С-47, одним Ил-14 и двумя DHC L-20 «Бивер». Для разведки использовали одну «Цессну» L-19 и два легких французских самолета GY-80 «Оризон». Вертолетный парк был более чем скромный: два «Алуэтта-II» и пять «Алуэттов-III», всего семь машин, причем, только три из них находилась в летном состоянии.

 

Вертолетный десант камбоджийцев с «Ирокеза».


Наиболее критическая ситуация сложилась с «мигами». Поставки из СССР запчастей и боеприпасов к ним, естественно, прекратились сразу же после переворота. Стал рассматриваться вопрос о приспособлении самолетов к местным условиям. Прежде всего, переделали бомбодержатели для подвески американских 500-фунтовых (227-кг) бомб. При этом изменилась центровка, а радиус действия уменьшился до 45 миль (примерно 83 км).
Проблему со снарядами к советским авиапушкам тоже удалось решить, причем, весьма радикальным способом. Вместо пушек, на истребители установили крупнокалиберные американские пулеметы «Браунинг». В ходе испытаний на авиабазе «Танношоят» переоборудованного таким образом самолета выяснилось, что модификация вышла удачной. И к ноябрю все оставшиеся в строю «миги» подверглись подобной переделке.
Тем временем, на помощь Лон Нолу пришли новые союзники. 11 июня таиландские T-2S начали совершать с авиабазы «Убон» разведывательные полеты в интересах камбоджийской армии. Группа камбоджийских курсантов из семи человек отправилась осваивать летное дело в таиландское авиационное училище, а на камбоджийские авиабазы прибыли таиландские механики. Со 2 июля таиландские Т-28 начали наносить бомбовые удары по лагерям красных кхмеров. Для координации этих действий на камбоджийской территории были созданы три поста наведения ВВС Таиланда.
Не обошлось и без потерь. Один таиландский штурмовик был сбит возле реки Тонле Сап, а его пилот погиб.
Южновьетнамцы тоже не сидели сложа руки, осуществляя поддержку действий камбоджийских войск в районе границы. На авиабазе «Почетонг» был создан камбоджийско-южновьетнамско-американский центр управления и взаимодействия под кодовым названием «Зулу». Одновременно там же появились американские разведчики-корректировщики О-1 «Бёрддог» для координации авиаударов и артналетов.
Дальше события развивались по нарастающей. Американцы, заручившись согласием Лон Нола (попробовал бы он не согласиться!), ввели на территорию Камбоджи две своих дивизии. Воздушную поддержку им стали оказывать «фантомы» иэсостава12-го тактического истребительного авиакрыла (TFW) ВВС США, базировавшегося в Камрани и легкие штурмовики А-37В из 3-го TFW. Первый «Фантом» был сбит над Камбоджей уже 2 мая 1970 года.
6 сентября США передали южновьетнамскому режиму восемь боевых вертолетов UH-1Н «Ирокез» с условием, чтобы эта техника базировалась в Камбодже, а после обучения местных экипажей перешла к камбоджийцам. Предполагалось, что до тех пор, пока они не освоят ее в полной мере, вертолеты будут летать с южновьетнамскими опознавательными знаками.
Для эксплуатации «ирокезов» из Вьетнама прибыли 49 человек. Одновременно группа камбоджийских летчиков отправилась на вьетнамские базы учиться пилотировать эти машины.
Таким образом, основную нагрузку по борьбе с повстанцами взяли на себя американцы, таиландцы и южновьетнамцы, а камбоджийские авиаторы, тем временем, «сели за парты». На авиабазе «Баттамбанг» была создана летная академия, а возглавивший ее майор Нородом Ватвани начал набор курсантов. С августа по ноябрь 1970 года первоначальное обучение здесь прошли 344 человека. Однако, из-за нехватки инструкторов, выпустили только одну группу летчиков, а всех остальных отправили в части авиатехниками.

 

Штурмовик Т-28 «Троуджен» ВВС Южного Вьетнама.


В ноябре 1970 г США приняли программу развития воздушных сил, намечавшую значительное увеличение мощи ударного компонента за счет поступления на вооружение «ганшипов» АС-47. Авиачасти распределили между шестью военными округами, В распоряжение командующих округами передавалось по одной истребительно-бомбардировочной, разведывательной, вертолетной ударной и связной эскадрилье. Кроме того, на центральной авиабазе «Почентонг» создавался резерв для непредвиденных ситуаций.
Американцы решили поддержать союзников, передав им относительно простые в эксплуатации самолеты Т-28 в ударном варианте, хорошо зарекомендовавшие себя в антиповстанческих операциях по всему миру, особенно, в условиях слабого зенитного противодействия. На самолетах этого типа камбоджийские летчики летали уже восемь лет, да и механики накопили немалый опыт в их обслуживании. Кроме того, «двадцать восьмые» состояли на вооружении тайских и лаосских ВВС, что в определенных условиях тоже было плюсом.
С марта по октябрь 1970 года «троуджены» выполнили 2016 боевых вылетов (для сравнения, аналогичные показатели для МиГ-17 и СМ-170 составляли всего 360 и 108 соответственно).

 

Камбоджийские «стэллионы» в боевом вылете.


Однако через 10 месяцев войны камбоджийские ВВС постигла настоящая катастрофа в ночь на 21 января 1971 года 97 северовьетнамских спецназовцев из 367-й группы «Дак Конг» проникли на территорию Камбоджи и атаковали аэродром «Почетонг». Разделившись на шесть отрядов, они смогли нейтрализовать охрану этой крупнейшей в стране авиабазы и уничтожить большинство находившихся там самолетов и вертолетов.
На следующее утро, когда бой утих и «коммандос» растворились в джунглях, на аэродроме стали считать потери. Погибло 39 человек охраны и наземного персонала, еще было 170 ранено, но гораздо более тяжелым оказался урон в авиатехнике. Сгорели все «миги», «троуджены», «ирокезы», три южновьетнамских L-19, а также подаренный южновьетнамцами персональный самолет Лон Нола. После налета «Почетонг» не функционировал целую неделю: убирали обломки и ремонтировали здания.
Но, как ни странно, этот разгром послужил только усилению камбоджийских ВВС. Американцы в срочном порядке стали «накачивать» их новой матчастью, а в бюджет на 1971 год заложили военную помощь Камбодже на 185 миллионов долларов. 8 июня ВВС в очередной раз переименовали: они получили американизированное название Кхмерские Воздушные Силы (Khmer Air Force, сокращенно - KAF).

 

Результаты нападения северовьетнамских спецназовцев на камбоджийскую авиабазу «Почетонг»


Первыми в списке полученных из США самолетов стали давно ожидаемые АС-47. В конце весны два экипажа были отправлены в Таиланд, где под руководством американских инструкторов стали осваивать эти «ганшипы». Камбоджийские АС-47 были вооружены тремя обычными пулеметами калибра 12,7 мм, в отличие от лаосских и южновьетнамских вариантов этого удачною самолета, которые располагали скорострельными «миниганами» с вращающимся блоком стволов. Связано это было, прежде всего, со слабой квалификацией местного техперсонала, которому сложные в обслуживании «миниганы» решили не доверять.

 


В середине июня оба экипажа вернулись в Почетонг. Здесь их самолеты получили радиопозывные Lougaru (в переводе с французского «волк-оборотень»). Их основной задачей стало ночное патрулирование для предотвращения чего-то подобного январскому рейду.
Резко улучшилось и снабжение запчастями, так как теперь исчезли проблемы с «мигами» и См-170. в декабре разведывательные подразделения были значительно усилены за счет получения двух десятков О-1. В то же время транспортный парк вырос до 19 С-47 и 16 DHC U-1А «Оттер»
Как уже отмечалось, «слабым звеном» камбоджийских ВВС все предыдущее время оставались вертолеты. При январском разгроме уцелели только четыре «Алуэтта-II» и единственный «Алуэтт-III», но и они были прикованы к земле из-за практически полного отсутствия запчастей. В итоге четыре «двойки» отправили на ремонт в Гонконг (причем, неизвестно, вернулись ли они обратно), а «тройка» стала украшением Почетонга.
Однако к декабрю камбоджийские курсанты-вертолетчики, наконец-то, завершили обучение в Южном Вьетнаме. С их прибытием американцы передали камбоджийцам восемь долгожданных «ирокезов».
Но и после этого основную тяжесть боев в Камбодже продолжали нести южновьетнамские летчики. Их вертолеты в дневное время базировались в Камбодже, а на ночь возвращались на «родные» базы. С наступлением темноты эстафету у них принимали южновьетнамские «ганшипы». Кроме того, страну активно бомбили американцы. К операциям широко привлекались базировавшиеся в Таиланде В-52, F-111, А-7 и АС-130. С поступлением новой техники снова возникла проблема летного состава. Желая как-то исправить ситуацию, полковник Со Сатто пошел на еще большее увеличение иностранного военного присутствия. Прежде всего, он обратился к руководству Тайваня и просьбой прислать инструкторов в баттамбангскую летную академию.

 

Южно - вьетнамские штурмовики «Скайрейдер»


К концу года в Камбоджу прибыл значительный контингент тайваньских китайцев. Но реальная помощь от них оказалась невелика. Дело в том, что их познания в английском языке были еще скромнее, чем у их учеников, к тому же они не умели летать на Т-41, которые составляли основу камбоджийского парка учебно-тренировочных машин. К февралю 1972 года эти проблемы худо-бедно решили, и тайваньцы набрали группу из 15 курсантов.
В начале 1972 года на помощь Лон Нолу пришли и другие верные союзники Вашингтона в Юго-восточной Азии - австралийцы. В январе группу из 12 камбоджийцев отправили в «страну кенгуру» осваивать «канчберры», которые планировалось принять на вооружение камбоджийских ВВС. Половина курсантов имела опыт полетов на С-47, но никто не летал на реактивных машинах, в то же время в Почетонге приземлились шесть серебристых австралийских С-47. Эти машины предназначались для обучения, в то время как шесть камуфлированных «Дугласов», ранее переданных американцами, перенацелили на решение боевых задач.
В январе кхмерские ВВС пополнились девятью «ирокезами», семью «троудженами» и одним АС-47, а в июне поступили еще три Т-26.

 

Истребитель F-5, принимавший участие в боях в Камбодже.


Тем не менее, результативность действий камбоджийской авиации против повстанцев оставалась довольно низкой, прежде всего, из-за плохой подготовки авианаводчиков. В марте шесть из них под эгидой USAF отравили на двухнедельные курсы повышения квалификации в Южный Вьетнам.
В апреле пилотские лицензии получили 30 камбоджийских курсантов, хотя уровень их подготовки оставлял желать лучшего (всего 60 часов налета на учебных машинах). Пополнение оказалось весьма кстати, так как в это период резко увеличились боевые потери. К примеру, в марте красные кхмеры расстреляли из минометов прямо на летном поле «Почетонга» три UH-1A, а в августе ракетой ПЗРК «Стрела» был сбит очередной «Ирокез» (все находившиеся на его борту погибли).
К тому же, за предыдущие 12 месяцев камбоджийцы потеряли 14 «троужденов». Только три из них были сбиты огнем с земли, восемь разбились из-за ошибок пилотов, а еще три - из-за отказов матчасти. Такие серьезные потери привели к деморализации летчиков, и как следствие показатели боевой активности упали еще ниже.
В октябре 1972 года 60% вылетов совершали уцелевшие Т-28. Еще четверть приходилась на долю О-1, которые, кроме видения тактической разведки, иногда привлекались к штурмовым действиям.
Некоторое улучшение положения дел произошло в ноябре, когда в страну поступили 14 легких ударных самолетов AU-24A «Стэллион». Эти турбовинтовые высокопланы с укороченным взлетом и посадкой были переоборудованы на фирме «Каман» в «ганшипы». Теперь они были вооружены 20-мм пушкой или пулеметом, стреляющим через дверной проем и могли нести под крылом блоки НАР.
Собранные американскими механиками в Почетонге «стэллионы», вскоре перелетели на тайскую авиабазу «Такхли», где их начал осваивать камбоджийский летный и технический персонал.
В мае в Камбодже открыли школу наземных авианаводчиков из числа армейских офицеров. Тогда же списочный состав ВВС пополнился пятью транспортными «провайдерами» С-123К.
Пока руководство кхмерских ВВС боролось за техническое оснащение и подготовку кадров, у него начались проблемы иного порядка: 17 марта 1973 года капитан Со Патра (родственник принца Сианука), взлетев на Т-2Э, проявил все свое умение, сбросив несколько бомб на президентский дворец, а затем приземлился на территории, контролируемой красными кхмерами. В результате 43 человека погибли и еще 35 были ранены. Генерал Лон Нол не пострадал, поскольку находился в другом месте.

 

Спутниковый фотоснимок Камбоджи. Красным цветом отмечены территории, подвергавшиеся в 1971 - 1973 годах бомбардировкам американской и южновьетнамской авиации.

 

Эта акция привела к приостановке всех полетов камбоджийской авиации на три дня и последующим «чисткам» среди летного состава. А вскоре конгресс США принял решение о прекращении с 15 августа американских бомбардировок территории Камбоджи. Теперь камбоджийцы должны были сами удовлетворять потребности своих наземных войск в воздушной поддержке.
Но малочисленные и слабо подготовленные пилоты оказались к этому абсолютно не готовы. Количество боевых вылетов Т-28 не возросло, а наоборот, снизилось. А после того, как один АU-24А был потерян из-за взрыва НАР в пусковом блоке, от использования подвесного вооружения на «стеллионах» отказались. Это еще более снизило эффективность действий ВВС против наземных целей.
Так и не удалось наладить четкое целеуказание и наведение самолетов непосредственно в воздухе. По-прежнему все вылеты планировались на утренних брифингах, но и это не гарантировало от стратегических ошибок: в октябре несколько Т-28 отбомбились по собственным войскам, убив 20 солдат и офицеров. Это еще больше подорвало веру армейских командиров в надежность воздушного прикрытия.

 

Американские «фантомы» за своей привычной «работой» в Индокитае

 


И без того неприглядную картину дополнило очередное дезертирство: 19 ноября лейтенант Пич Лим Кхун на Т-28 снова атаковал Президентский дворец. Наученный мартовским опытом Лон Нол на этот раз заблаговременно прикрыл свою резиденцию расчетами ПВО. Однако простоявшие три года без чистки и смазки тайваньские зенитки заклинило после первых же выстрелов. Но диктатору опять повезло: как и в предыдущий раз, во дворце его не было...
После этого вышел приказ, согласно которому Т-28 стали летать на боевые задания без бомб и только с дымовыми ракетами. Кроме того, наиболее подготовленные и «благонадежные» летчики теперь несли постоянное боевое дежурство, чтобы сбить любой самолет, направляющийся в сторону с юницы. Это еще больше ослабило и без того откровенно чахлые ВВС Камбоджи.

 

Южно-вьетнамский штурмовик А -37 -Дрэгонфлай».


В ноябре 1973-го, после инцидента с Пич Лим Куном Со Сатто был отстранен от командования воздушными силами, а его место занял бригадный генерал Еа Чхонг, оказавшийся совершенно не готовым к новой должности.
Между тем, положение с летными кадрами было настолько удручающим, что камбоджийцы попытались прибегнуть к услугам наемников. С Тайваня выписали пять экипажей С-47, но когда им предложили начать боевые вылеты на «ганшипах», тайваньцы наотрез отказались и вернулись на родину.
В январе 1974-го Т-28 выполняли в среднем по 40 вылетов в день. «Стэлионы», на которых американские техники установили новые направляющие для НАР, совершили за месяц 62 ночных вылета в тесном контакте с наземными частями.

 

Камбоджийский разведчик-корректировщик U-17A «Скзйаэгон» с «лонноловскими» опознавательными знаками на авиабазе «Почетонг».


Американцы продолжали «подпитывать» Лон Нола военной техникой. В январе парк камбоджийских ВВС пополнился семью «ирокезами» и десятью Т-28. Однако техническое состояние «троудженов» было неважным: ранее им уже пришлось немало повоевать, а в одном из импровизированных штурмовиков насчитали 40 заделанных пулевых пробоин!
К августу в распоряжении Еа Чхонга остался только один боеспособный AU-24A, пара десятков «ирокезов» и столько же «троудженов». А ПВО красных кхмеров, бесперебойно получавших вооружение из коммунистического Китая, значительно усилилось. Однако некоторые кхмерские летчики за годы войны успели приобрести отменный боевой опыт, благодаря которому им порой удавалось достигать впечатляющих результатов. К примеру, в июле десять Т-28 по авианаводке с О-1 полностью разгромили крупный грузовой автопарк повстанцев в провинции Картия. По данным аэрофотосъемки, было уничтожено 125 машин! А в один из дней сентября «троуджены» совершили рекордное число боевых вылетов - 175.
Но всем уже было ясно, что американцы проиграли войну во Вьетнаме и что их окончательный уход из Индокитая неизбежен. А значит, неизбежно и падение установленных американцами марионеточных режимов. В январе 1975 года, после начала сезона дождей красные кхмеры предприняли мощное наступление, взяв под свой контроль большую часть территории Камбоджи. Под контролем Лол Нола остались только города.
9 февраля пали сильные позиции правительственных войск в устье Меконга. Вскоре отряды красных кхмеров подошли на дальность минометного выстрела к пригородам Пномпеня. 13 марта они обстреляли из 107-мм минометов авиабазу «Почетонг», где, помимо всего прочего, был уничтожен ангар с грузовыми парашютами.
2 апреля повстанцы захватили последний опорный пункт лон-но-ловских войск на Меконге, перерезав крупнейшую транспортную артерию страны. В последний момент командир гарнизона генерал Лим Сисаатх вызвал удар штурмовиков на себя, но и это не помогло.
Пытаясь хоть как-то замедлить наступление красных кхмеров, Лон Нол на всю мощь задействовал свою авиацию. Разумеется, о запрете бомбить с «троудженов» все давно забыли, Т-28 стали сбрасывать на вражеские артиллерийские позиции кассетные бомбы CBU-55 и CBU-49. «Стэлионы» в ночных операциях применяли бомбы CBU-25 и Mh.81.
Транспортные С-123К были экстренно переоборудованы в бомбардировщики. В их грузовые отсеки загружали 114-килограмовые «фугаски» Мк.81, предварительно связывая их по две-три штуки, чтобы увеличить эффект от взрыва. Более мелкие CBU-25 связывали в пачки по 19 штук! Бомбы сбрасывали через открытый хвостовой люк, «Провайдер» мог за раз вывалить на противника 21 Мк.81 или 190 CBU-25. В марте 1974-го такие импровизированные бомбардировщики выполнили 34 боевых вылета, в основном ночью.
Тем не менее, обстановка на фронтах продолжала быстро ухудшаться. 12апреля, предчувствуя скорый крах пномпеньского режима, американцы эвакуировали вертолетами из столицы Камбоджи на авианосец «Окинава» персонал своего посольства. Через четыре дня отряды красных кхмеров захватили Почетонг. Взлетевшие в последний момент «троуджены», сбросили на «родной» аэродром баки с напалмом и взяли курс на Таиланд. Режим Лон Нола доживал последние дни. Все уцелевшие «ирокезы» сосредоточились на тщательно охраняемом олимпийском стадионе столицы. Пилоты ждали приказа вывезти из страны генералов, членов правительства и их семьи. Правда, когда такой приказ поступил, только четыре машины смогли подняться в воздух .
18 апреля, в день окончательного падения режима Лон Нола 22 камбоджийских самолета эвакуировались в Таиланд. Вместе с перелетевшими ранее и отправленными за границу в ремонт 97 камбоджийских самолетов и вертолетов оказались за пределами страны. Однако и красным кхмерам достались около 100 летательных аппаратов, в том числе 22 Т-28, шесть АС-47, девять «стэлионов» и два десятка «ирокезов», правда значительная часть этой техники была неисправна.
Новая власть принесла новый порядок. Начали с того, что 1975 год объявили «годом ноль» и переименовали страну - теперь она стала называться Демократической Кампучией. Затем начались массовые репрессии против сторонников прежнего режима, офицеров, интеллигенции, а потом и просто городских жителей, объявленных «паразитами». В общем счете за три года своего правления «красные кхмеры» во главе с Пол Потом уничтожили почти два миллиона человек из восьми миллионов населения Камбоджи. Во внешней политике они взяли курс на дружбу с Китаем и резкую конфронтацию против США.

 

Инцидент с «Маягуэсом»

 

До открытого вооруженного столкновения дошло уже через три недели после захвата власти красными кхмерами. 12 мая 1975 года в международных водах Таиландского залива кампучийские пограничники захватили транспортный теплоход «Маягуэс» под американским флагом, заявив, что он нарушил морскую границу страны. Из перехваченной экипажем таиландского «Ориона» радиопередачи американскому командованию стало известно, что 40 членов экипажа сняли с судна и перевезли на небольшой островок Ко-Танг у берегов Камбоджи.
Ультиматум президента США Джеральда Форда с требованием немедленного освобождения моряков красные кхмеры проигнорировали. Американцам пришлось в срочном порядке разрабатывать план военной операции. На таиландскую базу «У-Тапао» прибыли 600 морских пехотинцев из 3-й дивизии морской пехоты, экстренно переброшенных на военных транспортниках С-141А с Окинавы. Уже на подготовительном этапе операции янки понесли серьезные потери. В Таиланде разбился тяжелый транспортный вертолет СН-53 «Си Стэллион». Все находившиеся на его борту (пять человек экипажа и 18 морпехов) погибли.
Одновременно в район подтянулся авианосец «Корал Си» и три эсминца. Над островом начали барражировать палубные самолеты ВМС США, чтобы не позволить ни одному судну отойти от его берегов и переправить заложников на материк.
Уже на следующий день, 14 мая «Маягуэс» был обнаружен в море таиландским патрульным АС-130Е Американцы решили, не мешкая, отбить судно. В 6 часов утра 15 мая семь палубных штурмовиков «Корсар» с целью «психологической обработки» захвативших корабль «пиратов» насколько раз облетели «Маягуэс» на малой высоте и немного постреляли из пушек в воду вдоль его бортов. Затем корабль забросали с вертолетов бомбами со слезоточивым газом.
Когда едкое облако полностью накрыло «Маягуэс», к нему пришвартовался эсминец «Холт» и бравые мормехи в противогазах бросились на абордаж. Каково же было их удивление, когда оказалось, что теплоход абсолютно пуст! Камбоджийцы успели незаметно покинуть судно, неоставив для его охраны ни одного человека. Единственными трофеями морпехов стала большая кастрюля с вареным рисом и чайник.
Одержав столь блестящую победу, американцы приступили ко второму этапу операции - освобождению моряков на острове Ко-Танг. Для этого было выделено 300 морских пехотинцев, вооруженных ручным стрелковым оружием, пулеметами и 82-мм минометами, а также пять транспортных вертолетов «Си Стеллион» и три вертолета «Джолли Грин Гаэнт». Еще три таких вертолета находились в резерве. Главную сложность представляло то, что практически весь островок покрыт густыми джунглями. Пригодными для высадки вертолетного десанта оставались только два изолированных друг от друга узких песчаных пляжа на восточном и западном берегах.
В 06.15 восемь вертолетов с десантом приблизились к острову, но оказалось, что их там уже ждали и хорошо подготовились к встрече.

  

Южновьетнаматй вертолетный десант направляется к месту очередной боевой операции против повстанцев.


Первый вертолет, подлетевший к западному пляжу, сразу попал под сосредоточенный пулеметный огонь и получил серьезные повреждения. Высадив десант - 20 морских пехотинцев, он уже не смог снова подняться в воздух. Морпехи и пятеро членов экипажа заняли круговую оборону вокруг обездвиженной машины и стали ждать подмогу.
Еще более драматические события разворачивались на противоположном берегу. Там во второй «Си Стэллион» еще на подлете к берегу ударили две гранаты РПГ. Огромная машина вспыхнула и рухнула в воду в 50 метрах от линии прибоя. Один из пилотов и семеро морских пехотинцев погибли сразу, остальным удалось выбраться из горящих обломков, но еще трое солдат были убиты, пытаясь добраться до острова. Остальные, видя, что на берегу их ждет смерть, поплыли в открытое море. Им пришлось провести в соленой воде почти четыре часа, прежде чем их обнаружил и спас американский эсминец «Генри Уилсон».
Экипаж третьего вертолета также не смог выполнить задачу. Не долетев до пляжа, он попал под обстрел, оба его пилота и несколько морпехов были ранены. Вертолетчики приняли решение возвращаться в У-Тапао, но, не дотянув до базы, совершили вынужденную посадку на побережье Таиланда.
Четвертый СН-53 приземлился удачно и высадил десант в намеченном месте, однако уже на земле пулеметная очередь из джунглей «прошлась» по его силовой установке.
Экипажу удалось заставить машину взлететь, но в километре от берега двигатели встали, и вертолету пришлось садиться на воду.
Таким образом, все четыре «Си Стэллиона» первой волны десанта были либо уничтожены, либо выведены из строя. Но остальные четыре «борта» под огневым прикрытием высаженных ранее десантников и вызванного по радио «ганшипа» АС-130 разгрузились благополучно. На двух отдельных плацдармах оказалось 130 морских пехотинцев.
Однако на этом дело застопорилось. Все попытки продвинуться в глубь острова немедленно блокировались огнем из тщательно замаскированных среди густой растительности стрелковых точек. Десантникам требовалась поддержка с воздуха, но командование не решалось отдать приказ на применение ударной авиации, опасаясь жертв среди заложников. Тем более, что никто не знал, в какой части острова они содержатся. Штурмовики лишь кружили над Ко-Тэнгом, сотрясая воздух ревом двигателей, но красные кхмеры, давно привыкшие к подобным «шоу», не обращали на них никакого внимания.
Что делать дальше, никто не знал. Чтобы хоть как-то подействовать на противника, палубная авиация США с авианосца «Корал Си» предприняла серию ударов по объектам на территории Камбоджи. В 08.45 штурмовики А-6 и А-7 под прикрытием «фантомов» разбомбили нефтехранилище в городе Кампонг Сом и аэродром «Реаме», где было уничтожено 17 «троудженов».
А еще через час поступило известие, что захваченные моряки с «Маягуэса» уже отпущены и находятся на борту таиландского рыболовецкого судна. Стало ясно, что красные кхмеры использовали их в качестве приманки, чтобы заманить американских солдат в ловушку на острове Ко-Танг. Блокированный на береговых плацдармах морпехи из спасателей сами превратились в заложников ситуации.
Вертолет, попытавшийся приблизиться к западному пляжу, чтобы забрать оттуда десантников, немедленно попал под свинцовый град, получил массу пробоин и ни с чем вернулся обратно. После этого из восьми машин, выделенных для операции, в строю остались только три. Для эвакуации морпехов с острова пришлось задействовать резервные «борта» из Таиланда.
Ближе к полудню американское командование принимает решение, несмотря на освобождение моряков, все же продолжить операцию и «зачистить» остров. Официальным поводом для этого было обеспечение безопасности и эвакуации солдат с Ко-Танга, но, скорее всего, не меньшую роль сыграл вопрос престижа и попытка «сохранить лицо». Тем более, что никаких препятствий для массированного применения авиации уже не оставалось, и можно было продемонстрировать «обнаглевшим желтолицым обезьянам» всю мощь ВВС США.
В 12.15 на более широкий восточный плацдарм были высажены еще 100 морпехов и эвакуированы девять раненых. Через полчаса «корсары» получили приказ сбросить свой бомбовый груз на джунгли Ко-Танга. Когда штурмовики улетели, а дым рассеялся, морская пехота вновь поднялась в атаку и прорвалась к западному пляжу, соединившись с экипажем и десантниками подбитого там вертолета. Но когда в 14.15 американцы попытались начать эвакуацию, выяснилась, что бомбардировка почти никак не повлияла на интенсивность зенитного огня камбоджийцев. Прилетевшие два «Си Стэллиона» сразу попали под обстрел, у одного из них оказался перебит топливопровод. Экипаж с трудом дотянул до авианосца «Корал Си» и совершил аварийную посадку на его палубу. Второй СН-53 забрал с пляжа 20 человек и вернулся на базу.
В 16.00 американцы предприняли новый авианалет, гораздо более мощный, чем предыдущий. На этот раз, помимо «корсаров», в нем участвовали, «фантомы» и «скайхоки», а авианаводку осуществлял корректировщик «Бронко». Штурмовики долго «рубили в щепу» и перемешивали с землей ко-тангские джунгли. Апогеем этого представления стал прилет двух АС-130, сбросивших на остров гигантские семитонные бомбы BLU-82 «Дээи Каттер», самые мощные неядерные боеприпасы, состоявшие на вооружении USAF.
Одновременно с этим по предполагаемым огневым точкам красных кхмеров открыли огонь из орудий главного калибра подошедшие к берегу американские эсминцы.
В 18.30, с наступлением темноты янки под прикрытием минометного огня возобновили эвакуацию. На борту двух вертолетов с Ко-Танга были вывезены 94 морских пехотинца. Затем винтокрылые машины совершили еще несколько рейсов, пока не забрали всех (так, по крайней мере, показалось их экипажам).
В 20.10 операция по спасению экипажа «Маягуэса» официально завершилась. Однако об этом не знали трое морских пехотинцев - расчет станкового пулемета, державший оборону на дальнем краю плацдарма. О них просто забыли, и никто не дал им приказ оставить позицию. Напрасно американские солдаты вглядывались в ночное небо, пытаясь увидеть летящий за ними спасательный вертолет. Командование уже «списало их в расход», занеся в реестр пропавших без вести.
Все еще надеясь на спасение, морпехи несколько дней прятались в джунглях, но потом были схвачены и казнены красными кхмерами.
Операция по освобождению команды «Маягуэса» обошлась американцам в 22 погибших (18 морпехов, двое моряков и двое летчиков), а также 50 раненых, не считая жертв авиакатастрофы 13 мая. Четыре вертолета СН-53 были уничтожены, еще четыре получили повреждения. Камбоджийцы, по американским оценкам, потеряли до 60 человек убитыми. 

 

 продолжение

 

Михаил Жирохов, Чиннат Кампонг,  журнал АвиАМастер, 02/2007 

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)