Главная / Статьи / Опаленные джунгли Камбоджи (окончание)

Опаленные джунгли Камбоджи (окончание)

Опаленные джунгли Камбоджи (окончание)

Пришедший к власти в Камбодже весной 1975 года режим красных кхмеров сразу объявил своим врагом не только «американский империализм», но и ближайшего соседа и недавнего союзника в войне против США - Социалистическую Республику Вьетнам. Причина заключалась, главным образом, в том, что основным «спонсором» и покровителем красных кхмеров являлся маоистский Китай, а Вьетнама - Советский Союз. А отношения между этими двумя «коммунистическими гигантами» в 70-е годы прошлого века были весьма напряженными. Руководства СССР и КНР постоянно обвиняли друг друга в «ревизионизме», «гегемонизме» и «измене марксизму». Такие же обвинения посыпались со стороны новых камбоджийских властей в адрес Вьетнама.
В 1976 году дело дошло до стрельбы. Камбоджийцы начали нападать на вьетнамские погранзаставы и приграничные населенные пункты, вьетнамцы отвечали авиаударами по камбоджийским военным объектам вблизи границы. Так, например, 25 февраля, звено вьетнамских МиГ-21 проштурмовало городишко Сием Риап. В начале 1977 года обострилось положение в провинции Свай Риенг и вьетнамцы вынуждены были подтянуть в этот район три пехотных полка при поддержке авиации и артиллерии.
Подливали масла в огонь и китайские «советники» красных кхмеров, которые от инструкторской деятельности перешли к прямому вооруженному вмешательству. В числе прочего на аэродром «Кампонг Чанг» перелетела эскадрилья бомбардировщиков Н-5 (китайская копия Ил-28) с китайскими экипажами. Эти самолеты совершили несколько налетов на вьетнамскую территорию.
Следующее обострение приграничного конфликта датируется октябрем 1977 года, когда три кампучийские дивизии при поддержке артиллерии и танков вторглись на 10 километров в глубь вьетнамской территории в районе Тай Нинх. Подтянув силы, Ханой только 31 декабря сумел провести контрудар, в ходе которого противник был вытеснен за линию границы, понеся тяжелые потери.
Но кхмеры не успокоились и в середине марта следующего года начали операции в районе города Ниак Луонг. Здесь все развивалось по тому же сценарию: захват нескольких вьетнамских деревень, мощная контратака вьетнамской армии и отход камбоджийцев с большими потерями.
В конце концов, ханойским лидерам все это надоело, и они решили разобраться с зарвавшимся соседом. В конце 1978 года вьетнамцы создали буферную зону на границе двух государств и передали ее под контроль антиполпотовских отрядов движения НОФОФ (кхмерская аббревиатура «Национального Объединенного Фронта Освобождения Кампучии»), сформированных из камбоджийцев, бежавших во Вьетнам от террора своих правителей. Эти отряды насчитывали примерно 18 тысяч бойцов, вооруженных советским оружием.
Развязка наступила 27 декабря, когда отряды НОФОФ вторглись в Камбоджу и вступили в бой с армией красных кхмеров. Их сразу же «решили поддержать» 200 тысяч вьетнамских «добровольцев», а дипломатическую поддержку оказал СССР, который заблокировал в Совбезе ООН проект китайской резолюции с осуждением «вьетнамской агрессии».
Для участия в операции по ликвидации режима Пол Пота и установлении в Пномпене лояльного Вьетнаму правительства командование вьетнамских ВВС выделило 901-ю авиагруппу, вооруженную преимущественно трофейными самолетами американского производства. В группу вошли четыре авиаполка: 935-й, летавший на F-5A и F-5B; 937-й, вооруженный легкими штурмовиками А-37В; 938-й транспортный (С-130, С-119К и С-47), а также 917-й вертолетный (U-17, L-19, LJH-1 иСН-47).
План вьетнамского генштаба, согласованный с советскими военными советниками, предусматривал быстрое расчленение вражеской группировки стремительными рассекающими ударами танковых колонн при активной поддержке авиации и артиллерии . Что касается действий ВВС, то тут вьетнамцы использовали тактику, ранее опробованную американцами на них самих: авианаводчики на трофейных «цесснах» с воздуха разыскивали цели и по радио наводили на них ударные группы, состоявшие, в основном, из МиГ-21 с бомбовыми и ракетными подвесками.
Для оправдания своих действий и легитимизации их в глазах мировой общественности, Вьетнам создал так называемые «Национально-освободительные ВВС Камбоджи». Но о том, какие именно самолеты и вертолеты вошли в состав этих ВВС, доподлинно неизвестно.
Вьетнамское наступление развивалось настолько стремительно, что красные кхмеры не успели задействовать в боях свою ударную авиацию; за время конфликта отмечено лишь несколько вылетов транспортных и связных машин. Некоторые западные источники, правда, утверждают, что китайские инструкторы якобы смогли выполнить несколько боевых вылетов на F-6C, однако никаких доказательств этого не приводится.

 

В полете один из штурмовиков А-37 «Дрэгонфлай» ВВС Южного Вьетнама. После падения сайгонского режима эти машины были включены в состав ВВС СРВ и применялись в боях на территории Камбоджи.

 

Уже 30 декабря вьетнамские войска и отряды НОФОФ захватили город Крачен, а вскоре в порту Кампот высадились вьетнамские морские пехотинцы, перекрыв, таким образом, канал возможной помощи красным кхмерам из Китая.
2 января 1979 года группу бойцов вьетнамского спецназа «Дак Конг» сбросили на парашютах в Камбодже с очень важным заданием: им предстояло освободить и вывезти в безопасное место арестованного красными кхмерами бывшего правителя страны принца Нородома Оанука, который по планам Ханоя должен был после победы над Пол Потом вернуться к власти и возглавить новое коалиционное правительство.
Но миссия спецназовцев закончилась полным провалом: небольшой отряд вскоре был обнаружен, попал в окружение и весь погиб в бою. После такого предупреждения красные кхмеры 6 января переправили Сианука в Пекин на борту одного из «Боингов-707» китайской авиакомпании СААС. Надо сказать, что Сианук улетел в «Поднебесную» добровольно. Он, как и многие камбоджийцы, издавна испытывал неприязнь к вьетнамцам и не захотел становиться марионеткой в их руках.
На следующий день в Пномпень ворвались вьетнамские десантники, которые, прежде всего, блокировали аэропорт. Тогда Пол Пот и члены его Политбюро, дождавшись ночи, погрузились на пять вертолетов «Хью» и под покровом тьмы выскользнули из столицы. 7 января вьетнамские танки торжественно вошли в город.

 

 

Еще один южновьетнамский трофей, также применявшийся ВВС СРВ в Камбодже - легкий ротивопартизанский самолет «Цессна» 0-1.

 

Тем временем пятерка «Хью» приземлилась недалеко от таиландской границы, а Пол Пот с товарищами ушел в джунгли, чтобы вернуться к «привычному делу» - партизанской войне против своих врагов.
В тот же день вьетнамские морпехи захватили авиабазу «Капмонг Сонг» вместе с остатками кампучийских ВВС. После этого в руках продолжавших сопротивляться полпотовцев оставался только горный север страны, ключом к которому был город Кох Конг. 17 января 1979 года вьетнамцы провели операцию по взятию этого стратегически важного населенного пункта. Перед началом атаки штурмовики А-37 нанесли по нему более 400 авиаударов. Кампучийским зенитчикам удалось сбить один самолет. Пилот Донг Трунг катапультировался, но попал в плен и после зверских пыток был казнен полпотовцами.
Отдельные гарнизоны красных кхмеров продолжали сопротивляться до середины марта, после чего вьетнамское командование доложило о полном контроле над территорией Кампучии. Операция по «перевоспитанию» недружелюбного соседа обошлась Вьетнаму примерно в 8000 убитых солдат и офицеров.
Между тем, Пол Пот, имевший многолетний опыт партизанской войны против режима Лон Нола и его американских покровителей, не думал сдаваться. В горах Кардамон он организовал ряд баз, откуда его бойцы стали совершать вылазки против вьетнамцев.

 

Значительную часть вертолетного парка вьетнамских ВВС в конце 70-х годов прошлого века составляли трофейные «Белл» UH-1. Позже к ним добавились советские ударные Ми-24А. Оба этих типа винтокрылых машин активно воевали в Камбодже.


Вьетнамцы же после победы провели реорганизацию камбоджийских вооруженных сил, переименованных в Кхмерскую Народно-революционную армию. Армия включала и воздушный компонент. Новые ВВС выглядели более чем скромно: десяток Ми-8 и несколько Ан-24. Все истребители F-6C были небоеспособны, из-за отсутствия запчастей, поставки которых из Китая прекратились.
После падения режима Пол Пота таиландские власти не захотели видеть у своих границ вьетнамские войска и начали активно поддерживать бывших врагов - укрывшихся в джунглях красных кхмеров, а также иные камбоджийские оппозиционные формирования. Вскоре это привело к необъявленной войне между Вьетнамом и Таиландом.
Первая серьезная стычка тайской армии и вьетнамского контингента в Камбодже произошла 23 июня 1980 г. в районе Араньяпрахета. Тайский отряд, вторгшийся на камбоджийскую территорию, был отброшен, а поддержавшие его ВВС Таиланда потеряли от зенитного огня один вертолет и легкий штурмовик О-1.
В дальнейшем таиландцы перешли к засадной тактике, принесшей более ощутимый эффект. К началу 1982 года ни один вьетнамский конвой не рисковал отправиться в приграничные районы Камбоджи без сопровождения трех-четырех танков Т-55. Кроме того, для обеспечения транспортных перевозок широко привлекались полученные из СССР вертолеты Ми-8 и Ми-24А. Вьетнамцы не побрезговали и американским опытом химической войны в джунглях: начиная с 1981 года были отмечены вылеты Ан-2 на разбрызгивание дефолиантов вблизи важнейших камбоджийских дорог.
1982-й стал пиком активности вьетнамской авиации возле тайской границы. Особенно досаждали противнику Ан-26, занимавшиеся радиоэлектронной разведкой. В феврале один такой самолет упал на территории Таиланда. Официальные коммюнике обеих сторон констатировали только факт падения, не останавливаясь на причинах, что и понятно: никто не хотел привлекать внимания к этой необъявленной войне. Тем не менее, по неофициальным данным самолет был сбит тайскими истребителями, регулярно патрулировавшими приграничную зону.
В апреле 1983 года части вьетнамской армии решились на крупную военную операцию по уничтожению лагерей повстанцев в районе Араньяпрахета. Тайцы бросили на поддержку своих союзников авиацию. 4 апреля пара F-5E с таиландскими опознавательными знаками впервые атаковала вьетнамские войска. Удары тайской авиации по вьетнамцам продолжались до тех пор, пока 8-го числа удачно пущенной с земли «Стрелой» не был сбит штурмовик А-37.
В конце марта следующего 1984 года вьетнамцы решили покончить с лагерями красных кхмеров в районе горы Донгрек. Когда там разгорелись серьезные бои, полпотовцы вызвали с сопредельной стороны артиллерийскую и авиационную поддержку. Но вьетнамцы на этот раз заранее хорошо подготовились к встрече «таиландских гостей». В результате 14 апреля был сбит О-1, а наследующий день - еще один А-37.
Следующая масштабная противопартизанская операция в приграничном районе датирована ноябрем 1984-го. Вьетнамцы задействовали в ней до 75 тысяч солдат и офицеров. Информации об этих событиях крайне мало, но есть данные, что в январе 1985-го сражение переместилось на тайскую территорию. Известно также, что обе стороны активно применяли авиацию: так, вьетнамцы впервые пустили в ход эскадрилью новых МиГ-23МЛД и некоторые источники говорят о воздушных боях этих «мигов» с таиландскими F-5E.
Судя по всему, результаты боев оказались для Таиланда не впечатляющими, поскольку правительство этой страны потребовало от Вашингтона срочной поставки новейших истребителей F-16, В марте 1985 года был заключен первый контракт на поставку 12 самолетов данного типа.
Стоит также отметить советское участие в конфликте: с января 1979 года в аэропорту Пномпеня стали регулярно приземляться Ил-76 и Ан-12 с эмблемами «Аэрофлота», которые занимались военными перевозками в интересах вьетнамской армии. Кстати, именно эти самолеты в феврале 1979 года перебросили в Ханой четыре вьетнамские дивизии с юга страны, когда обострение отношений между Вьетнамом и Китаем переросло в настоящую войну.
Западные источники также говорят, о том, что часть камбоджийских Ан-26 пилотировали советские летчики, поскольку у вьетнамцев было мало подготовленных пилотов для этих машин.
Но вернемся к необъявленной войне в приграничных с Таиландом районах Камбоджи. К январю 1985 года вьетнамцам, наконец, удалось взять под контроль всю линию границы. Тайская авиация неоднократно пыталась бомбить противника, но почти всегда получала достойный ответ (благо вьетнамцам боевого опыта было не занимать). Так, 8 января «Стрелой» был сбит очередной А-37.

 

Немногочисленные камбоджийские МиГ-21, остающиеся в боеспособном состоянии, сосредоточены на авиабазе «Почетонг».


Весной того же года Ханой провозгласил «политику завоевания сердец» местного населения, чтобы лишить повстанцев народной поддержки. Зато тайцев посетила далеко не самая мудрая мысль: они решились на открытое военное вторжение в Камбоджу, В конце мая 1985 года подразделения тайских морпехов при поддержке авиации совершили рейд в глубь камбоджийской территории. Видимо, вьетнамцы не ожидали этого, так как таиландские пилоты за несколько дней боев отметили всего 11 неудачных пусков ПЗРК по своим самолетам и вертолетам.
Между тем, вьетнамское командование оказалось в тяжелом положении: почти все более-менее современные боевые машины входили в состав ПВО страны, к тому же МиГ-21, составлявшие основу самолетного парка ВВС, плохо подходили для действий по наземным целям, укрытым в джунглях. Поэтому было решено начать «ковровые» бомбардировки с использованием транспортников С-130 и Ан-26. Только с их помощью удалось отбросить противника, а заодно и уничтожить несколько лагерей подготовки боевиков на сопредельной территории.
Однако тайцы не успокоились. Только в январе 1987 года камбоджийское правительство заявило, что за текущий месяц самолеты и вертолеты таиландских ВВС не менее 33 раз нарушали воздушные границы страны. Попутно отметим, что тайцы широко применяли UH-1, L-19, А-37 и F-5, а вьетнамцы и их союзники - Ми-8, Ми-24 и Т-28.
Воздушная война в Камбодже значительно активизировалась после того как Таиланд стал поставлять «красным кхмерам» закупленные на черном рынке вооружений советские ПЗРК «Стрела-2» (или их китайские копии). Уже в феврале 1987 года таким оружием был сбит вьетнамский Ми-8. Однако его массовому применению мешала высокая стоимость и слабая общетехническая подготовка повстанцев, подавляющее большинство которых было попросту неграмотно.

 


Параллельно с ведением боевых действий вьетнамцы продолжали подготовку новой камбоджийской армии и предпринимали усилия по нормализации обстановки в стране по дипломатическим каналам. Они обратились к проживавшему в эмиграции принцу Сиануку с предложением вернуться и вновь возглавить страну, считая его компромиссной фигурой, которую примет большинство камбоджийцев. На этот раз принц ответил согласием.
В 1989 году вьетнамские военные стали покидать Камбоджу. Основная тяжесть борьбы с недобитыми полпотовцами легла на плечи местных вооруженных сил. Почувствовав ослабление противника, повстанцы в 1990 году спустились с гор и начали широкомасштабное наступление, чтобы вновь вернуться к власти. Вскоре они уже контролировали всю северо-западную часть страны и с боями продвигались на юг, к Пномпеню. Но в 1991 году под давлением ООН между противоборствующими сторонами конфликта было заключено перемирие. Его гарантом стал принц Сианук, вернувшийся в страну и по результатам референдума провозглашенный королем Камбоджи.
Однако перемирие продержалось всего месяц, после чего красные кхмеры, собравшись с силами, предприняли новое наступление. Тогда в дело вступили войска ООН. В Камбоджу прибыл миротворческий контингент в составе 28 тысяч солдат из Австралии, Австрии, Канады, Китая, Франции, Индии, Индонезии, Японии, Пакистана и Швеции. Вся эта армия была переброшена транспортными самолетами, зафрахтованными в разных странах, в том числе и в доживавшем последние дни Советском Союзе. На месте действия миротворцев поддерживали шесть французских вертолетов «Пума», а также несколько советских (впоследствии - российских и украинских) Ми-17 и Ми-26.

 

 


В октябре 1991 года согласно договоренности между правительственной армией и повстанцами камбоджийские ВВС были распущены. На тот момент в их составе числился десяток МиГ-21, 12 Ми-8, два Ту-134, один Ан-12 и три Ан-24. «Миги» были собраны на авиабазе «Почентонг» и охранялись индийскими миротворцами, а транспортные самолеты и вертолеты были переданы авиакомпании «Кампучия Эйрлайнс».
Под наблюдением войск ООН в мае 1993 года прошли первые свободные выборы, однако красные кхмеры бойкотировали их, а три тысячи вооруженных полпотовцев снова ушли в джунгли. Оттуда они стали наносить удары по миротворцам. Так, 5 ноября 1993 года повстанцами был сбит Ооновский Ми-17. Экипаж из трех россиян и пассажиры - индусы и пакистанцы не пострадали.
В 1993 году в Камбодже вновь возродились военно-воздушные силы, которым вернули почти забытое за два десятка лет смуты название Королевские Камбоджийские ВВС. Были возвращены и старые опознавательные знаки. Во главе возрожденного рода войск встал генерал Нородом Ватвани, служивший в ВВС еще при прежнем правлении Сианука и при Лон Ноле - в 1970-1975 годах.

 

Российские вертолеты миротворческнхсил ООН в Камбодже первое время летали еще с советскими регистрационными кодами, Пномпень, 1992год


Нехватка средств в практически полностью разоренной стране накладывала на камбоджийских авиаторов свои жесткие ограничения. В строй удалось ввести только пять МиГ-21 и несколько вертолетов.
С такой слабой воздушной поддержкой правительственным войскам пришлось продолжить казавшуюся бесконечной войну против красных кхмеров. В марте 1994 года камбоджийская армия начала операцию с целью захвата «столицы» полпотовцев - города Пайлин. Впервые после долгого перерыва над полем боя появлялись МиГ-21, но они, в основном, проводили разведку. Мятежники заявили, что им удалось повредить один самолет, который, по их данным, совершил вынужденную посадку в Баттамбанге.
Войскам на короткое время удалось овладеть Пайлином, однако вскоре полпотовцы, применив китайские танки Т-59, которые они несколько лет прятали в своих тайных убежищах, отбили город. В мае камбоджийские военные, сосредоточив до 7000 человек, попытались снова захватить Пайлин, но вновь неудачно.
В середине 1994 года при помощи австралийских и индонезийских советников началась реорганизация камбоджийской армии. Из Польши и Чехии пришла большая партия танков Т-55 и БТР, из Словакии и с Украины поступили четыре вертолета Ми-17. Немалую помощь оказали западные страны: Франция поставила два вертолета AS.350, один SA.365 и один ТВ-20, Италия - пассажирские «Фоккер» F.28, BN-2 «Айлендер» и несколько легкомоторных машин. Не остался в стороне и Китай, наконец, отказавшийся от поддержки полпотовцев и продавший камбоджийскому правительству два транспортника Y-12. Индонезийцы обучили 225 парашютистов, а израильтяне поставили шесть модернизированных L-39 «Альбатрос». Кроме того, израильтяне занялись модернизацией кхмерских «мигов».
4 марта 1995 года новые камбоджийские ВВС понесли серьезный урон; на УТС Р.92 разбился их главком - генерал Ватвани, Очередная катастрофа произошла 12 декабря 1997-го, когда на только что поступившем из Израиля «Альбатросе» разбился майор Эоур Вутхи. Из-за того, что у камбоджийцев все военные летчики и самолеты были буквально наперечет, каждое подобное происшествие являлось для них очень тяжелым ударом.
В 1996 году камбоджийская армия начала очередную кампанию против повстанцев. Действия наземных сил поддерживали пять Ми-17 в варианте «ганшипа» и три «айлендера», использовавшихся в качестве транспортников. Все боевые МиГ-21 были прикованы к земле из-за нехватки запчастей и квалифицированного персонала.
Однако и «красные кхмеры» уже были не те, что раньше. Количество подготовленных идейных бойцов сократилось до минимума, а большинство партизан составляли откровенно уголовные элементы. Тем не менее, война продолжалась, и правительственные ВВС продолжали нести потери. В марте 1997 года прибывшая к повстанцам мирная делегация попала в ловушку - всех ее членов захватили в заложники, а вертолет Ми-17, на котором они прилетели – сожгли.

 

Вегролет-гигант Ми-26 - самая крупная винтокрылая машина современных камбоджийских ВВС.


В июне 1997 года началась борьба за власть в руководстве самих красных кхмеров, спровоцированная прогрессирующей неизлечимой болезнью Пол Пота. 15 апреля 1998 года бывший кровавый диктатор скончался, а вслед за этим его армия начала быстро распадаться на отдельные неуправляемые банды, занимавшиеся грабежами и разбоем.
В мае 1998 года правительственные войска, перевооруженные и хорошо подготовленные иностранными советниками, уничтожили последние базы красных кхмеров. Эта победа привела к повальному бегству крестьян из приграничных районов - они вполне естественно ожидали расплаты за свою многолетнюю помощь мятежникам. Всего примерно 60 тысяч камбоджийцев оказались в лагерях для перемещенных лиц в Таиланде.
На сегодняшний день ВВС Камбоджи возглавляет генерал Конг Мони - бывший пилот МиГ-21, подготовленный советскими и вьетнамскими инструкторами. Однако под его командованием находится крайне ограниченное количество самолетов и вертолетов. В декабре 1999 года в страну вернулись два МиГ-21, модернизированные израильской фирмой IAI. Остальные все еще находятся на Ближнем Востоке, так как у Пномпеня нет средств для их выкупа.
В основном, камбоджийские летчики занимаются тренировочными полетами на Р.92 и обеспечивают транспортные перевозки на Ми-17. В 2000 году при финансовой помощи Китая и Японии количество боеготовых «альбатросов» увеличилось до пяти, но и они из-за постоянной нехватки запчастей летают от случая к случаю.
 

 

 

Михаил Жирохов, журнал АвиАМастер, 02/2007

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)