Главная / Статьи / Неизвестный МИ-10

Неизвестный МИ-10

Неизвестный МИ-10

В июне 1960 года в небо поднялся новый вертолет ОКБ М.Л.Милн В-10 (СССР-0-1102). Он унаследовал от Ми-6 силовую установку и ряд других агрегатов и систем.
Однако, в отличии от предшественника, грузы размещались не столько а грузовой кабине (значительно меньшей, чем у Ми-6), как на специальной сменной платформе, закрепленной между стойками высокого (3.7 м) шасси и удерживаемой гидравлическими захватами, либо на узлах под фюзеляжем.
Груз максимальным весом 12 т., имевший длину до 20 метров, высоту до 3.5 м и ширину до 3 м, мог транспортироваться на расстояние до 250 км.
Вертолет, получивший в серии обозначение Ми-10 (Изд. 60), выпускался в Ростове-на-Дону и долгое время использовался советскими ВВС. Кроме основной модификации, машина выпускалась также в варианте летающего крана Ми-10К. Был создан и рекордный Ми-10Р. Но речь не о них.

 

Контейнер Степь, рядом с вертолетом МИ-10ПП


Прошла испытания и выпускалась еще одна модификация - Ми-10ПП (Изд. 60ПП). О нем никогда не упоминалось в открытой печати, да и многие специалисты, не говоря уже о простых любителях авиации, не знали о его существовании.
Назначение машины скрыто в двух буквах ее индекса: «ПП» - постановщик помех. Возможность Ми-10 перевозить на внешней подвеске крупногабаритные объекты позволила разместить вместо них огромный контейнер, именуемый «изделие Степь». В весящем 7125 кг «ящике» разместилась целая батарея различных средств РЭБ, для создания активных помех.
Три станции прямошумовых помех «Букет» воздействовали на РЛС обнаружения и наведения ракет, вызывая засветку индикаторов кругового обзора (ИКО).
Восемь ответно-передающих станций «Фасоль» служили для создания имитационных помех. При их работе в режиме увода» сопровождавшая цель РЛС дезориентировалась принимаемыми импульсами с постепенно увеличивающейся задержкой. На экране оператора вместо одной метки от цели образовывалось сразу несколько. С большей вероятностью захватывались ложные – более сильные «отраженные сигналы».
Таким образом, новый постановщик помех был способен существенно «осложнить жизнь» расчетам радиотехнических средств «супостата».

 

 

МИ-10ПП На аэродроме Средне-Белая, лето 1980 года.


Были и недостатки. Вертолет, стоивший с контейнером «Степь» 7 миллионов рублей (как восемь МИ-6), был бы сложным в эксплуатации. Давала знать о себе старая, по западным меркам, элементная база аппаратуры. Невысоки были и летные характеристики машины из-за большого веса и габаритов контейнера. Тем не менее, Ми-ЮПП эксплуатировались продолжительное время. Они базировались на аэродромах возле Брандиса в ГДР (выведены в 1972 году), Кобрина (Брестская область), Нерчинска (Читинская область) и Средне-Белой (Амурская область). В 1982 году 825-й отдельный вертолетный полк, в состав которого входил отряд Ми-10ПП был перебазирован из Средне-Бе¬лой на аэродром Гаровка (Хабаровский край). Отдельные машины часто меняли «прописку».
 

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)