Главная / Статьи / Палубный вертолет XXI века S-61. Часть 1

Палубный вертолет XXI века S-61. Часть 1

Палубный вертолет XXI века S-61. Часть 1

Вторая мировая война показала, что самым грозным противником подводных лодок является авиация. Но радиус самолетов берегового базирования ограничен, помочь самолетам оторваться от береговых аэродромов могли авианосцы, а это очень дорогие корабли, их всегда не хватало. Вертолет представляет собой почти идеальное противолодочное оружие. Малые габаритные размеры, возможность вертикальных взлета и посадки позволяют разместить его даже на небольших боевых кораблях: фрегатах, эсминцах. Неудивительно, что уже самые первые вертолеты R-4 Сикорского и немецкий Флеттнер F1 282 использовались для поиска субмарин в конце Второй мировой войны. После ее окончания ВМС США приняли на вооружение противолодочные вертолеты Пясецкого HUP-2 и Сикорского S-55. Наибольшее распространение получили машины конструкции И.И. Сикорского S-55 и S-58. Наиболее удачным был S-58; правда, его небольшая грузоподъемность, с одной стороны, и большой нес вооружения и поискового оборудования, с другой, определяли тактику поиска и уничтожения подводной лодки не менее чем двумя машинами.
Пара вертолетов получила во флоте США название hunter/killer: один вертолет - «охотник», второй - «убийца». Не все корабли могли принять на борт сразу две машины; кроме того наличие двух вертолетов с совершенно различным составом аппаратуры усложняло их техническую эксплуатацию. Требовался геликоптер, который совместил бы в себе качества и «Охотниках» и «убийцы», то есть был бы оснащен полным комплектом поисковой аппаратуры и противолодочным вооружением. Приступить к работам по такой машине стало возможным только после создания вертолетного газотурбинного двигателя Дженерал Электрик Т58, который имел мощность, сравнимую с мощностью поршневого двигателя К1820. устанавливавшегося на S-5S, а весил в шесть раз меньше.

 

Предшественник Си Кинга - однодвигательный вертолет S-62


Сразу после окончания испытаний двигателя T5S ВМС США выпустили технические требования на разработку комбинированного противолодочного вертолета, в состав поискового оборудования которого включалась пускаемая гидроакустическая станция (ГАС), вооружение - одна самонаводящаяся торпеда Мк46 или ядерная глубинная бомба, продолжительность патрулирования - 4 часа. В соответствии с этими требованиями на фирме Сикорский Юнайтед Дивижн, входящей и корпорацию Юнайтед Эйркрафт, начали разработку большого двухдвигательного вертолета с нижней частью корпуса, выполненной в виде лодки, и убирающимся шасси. Проработки новой машины, получившей «фирменное» обозначение S-61, основывались на конструкции вертолета S-62, который, несмотря на более поздний порядковый . «фирменный» номер, полетел значительно раньше.

Вертолет S-62, гидродром фирмы Уэстленд, 1959 год


Вместо одного двигателя установили два, применили новый пятилопастный несущий винт диаметром 18,9 м, в то же время втулка винта перекочевала на S-61 с S-62 почти без изменений. Установка газотурбинных двигателей вызвала необходимость разработки новой трансмиссии, способной передавать на несущий винт большую мощность. Для уменьшения габаритов вертолета при размещении на палубе корабля лопасти несущего винта и хвостовую балку сделали складывающимися. Два летчика размещались в пилотской кабине рядом, в просторной грузовой кабине располагались два оператора электронного оборудования, находились поисковая аппаратура и топливные баки. Спонсоны с поплавками по бортам фюзеляжа выполняли сразу три функции: уменьшали размах бортовой качки при посадке на воду, в них убирались основные опоры шасси, и к ним крепились узлы подвески торпед или глубинных бомб. Еще два узла подвески располагались сзади спонсонов, по одному с каждою борта фюзеляжа. В ВМС вертолету присвоили индекс YSS-2, в 1962 г. замененный на SH-3A.
Первый полет вертолета HSS-2 состоялся 17 марта 1957 г., летные испытания закончились в июле 1962 г. По внешнему виду S-61 очень сильно напоминал S-62, их габаритные размеры тоже были близки, зато по грузоподъемности новый вертолет превосходил прародителя в два раза.

Первый прототип вертолета XHSS-2

По результатам испытаний особых претензий к вертолету у моряков не было, хотя выяснилась недостаточная остойчивость вертолета на плаву при невращающихся винтах. При высоте волны порядка 1 м S-61 с выключенными двигателями опрокидывался в течение минуты. В случае вынужденной посадки на воду при отказе двигателей это было чревато катастрофой, поэтому в спонсонах разместили надувные баллонеты, увеличивающие остойчивость и запас плавучести. В течение недели в начале 1961 г. опытный YHSS-2 совершил первое плавание в Атлантике на борту авианосца «Лэйк Чэмплэйн». Вертолет продемонстрировал возможность взлета и посадки на качающейся палубе при скорости ветра до 90 км/ч, стопроцентную надежность автоматической системы складывания лопастей и хвостовой балки. Моряки были в восторге, в отчете по летным испытаниям характеристики нового вертолета были названы беспрецедентными.

И неудивительно, ведь вертолет создавался под непосредственным руководством одного из величайших авиаконструкторов XX века Игоря Ивановича Сикорского. В США его почтительно называют uncle Igor - дядя Игорь. Многие конструкции Сикорского, как и конструкции его друга юности, человека в авиации не менее известного - А.Н. Туполева, несут на себе печать здорового консерватизма. Проект S-61 вобрал в себя опыт создания удачного спасательного вертолета S-62, пригодились и знания, приобретенные в 30-40-х годах при разработке летающих лодок. В результате одна из самых удачных в мировом вертолетостроении машин была спроектирована всего за четыре года. Летчики-испытатели особо отметили высокую скорость полета (крейсерская скорость была 260 км/ч, а на максимале машина легко разгонялась до 300 км/ч) и высокую весовую отдачу (полезный груз составлял 46% от максимальной взлетной массы). Фирма гарантировала эксплуатацию вертолета в течение 1000 летных часов.
Гораздо больше нареканий вызвало поисковое оборудование - опускаемая ГАС - глаза и уши любой противолодочной системы оружия. Эффективное применение опускаемой ГАС с вертолета очень сильно зависит от мастерства пилота, который должен в течение длительного времени точно выдерживать высоту над уровнем моря, точку места и следить за тем, чтобы кабель, соединяющий вертолет и ГАС, занимал вертикальное положение. Эти проблемы решили путем установки аппаратуры автоматической стабилизации на режиме висения. Но у ГАС первого поколения AN/AQS-4 был и более серьезный недостаток: время кругового сканирования составляло более 5 мин, обнаруживать и сопровождать дизельные субмарины эта Станция могли, но атомным пяти минут хватало, чтобы выйти за пределы радиуса обнаружения. На серийные вертолеты SH-ЗА установили новую ГАС AQS-10 с временем кругового сканирования I мин, а в состав оборудования добавили автоматическую систему стабилизации на режиме висения фирмы Гамильтон Стандарт, доплеровскую навигационную РЛС APN-130 и радиовысотомер. В результате стало возможным использовать вертолет круглосуточно, днем и ночью. По вооружению же требования ВМС были перекрыты: вместо одной торпеды S-61 мог поднять четыре.
За возросшие летные характеристики и боевую эффективность пришлось платить не только трудом разработчиков, весом и размером систем и агрегатов, но и буквально - долларами. Новый вертолет стоил в четыре раза дороже своего предшественника - S-58, зато, по оценке военных, при операциях против подводных лодок был в 10 раз эффективнее. Игра стоила свеч.

Оператор ГАС вертолета HAS.MK1

Еще до окончания летных испытаний все сомнения в превосходных летных характеристиках вертолета рассеялись. Лучшим подтверждением этого факта стала целая серия мировых рекордов, установленных на S-61 в 1961 г. Лейтенант Р. Крафтон и кэптен Л. Мек, летчики корпуса морской пехоты, установили рекорд скорости на базе 30 км – 338.9 км/ч вскоре, 17 и 24 мая, коммэндер П. Салливэи и лейтенант Б. Уитерспун из испытательного центра ВМС в Патаксен-Ривер пролетели 3 км со средней скоростью 310,4 км и 100 км со скоростью 281.5 км/ч, установив еще дна рекорда. В декабре 1961 г. последовала еще одна серия рекордных полетов: 294,2 км/ч на базе 100 км, 179,5 км/ч на базе 500 км и 282,1 км/ч на базе 1000 км. Последнюю серию рекордных полетов выполнили кэптен Б. Ллойд и коммэндер Л Роулстон с авиабазы Штаксен-Ривер.
30 декабря, ухватив за хвост уходящий 1961 -й год, коммэндер Салливэн на пару с новым вторым пилотом кэптеном Д Спарлоком улучшил свой рекорд на базе 3 км, пролетев дистанцию со скоростью 320,3 км/ч. Четыре из пяти мировых рекордов скорости для вертолета были на счету S-61, пятый -на базе 15-25 км принадлежал советскому Ми-6. Это были не последние рекордные полеты S-61. В марте 1965 г. Флотский SH-3A излетел с авианосца -«Хорнит» вблизи Сан-Диего, пересек территорию США с востока на запад и совершил посадку на палубу авианосца «Рузвельт», стоявшего на якоре вблизи побережья Флориды, пролетев 3405 км. Новый рекорд дальности полета по прямой был установлен. Кроме того, это был первый трансконтинентальный беспосадочный перелет вертолета.

 

Из книги: S-61. Палубный вертолет XXI века . М.В.Никольский

 

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)