Главная / Статьи / Вертолет В-80, испытания первых образцов (часть 1)

Вертолет В-80, испытания первых образцов (часть 1)

Вертолет В-80, испытания первых образцов (часть 1)

В августе 1980 г. окончательно решалось - быть или не быть одноместному вертолету в металле. Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам приняла постановление о постройке экспериментальных вертолетов - двух В-80 и двух Ми-28 - с целью проведения их сравнительных испытаний.

Первый опытный образец В-80 (бортовой номер 010) вышел из цехов Ухтомского вертолетного завода (УВЗ) в июне 1982 г. 17 июня летчик-испытатель Н.П.Бездетнов впервые выполнил на нем висение, а 23 июля - совершил первый полет по кругу.

 В-80 № 01 предназначался для оценки летно-технических характеристик и отработки вертолетных систем. В частности, выполнялись полеты с хвостовым оперением различной формы, без крыльев и т.д. Чтобы замаскировать одноместную кабину, а значит, и скрыть характеристики вертолета, на бортах фюзеляжа были нарисованы окна и двери, а для большего правдоподобия к "окнам" были приклепаны тонкие прозрачные накладки. В одном из полетов накладка, расположенная за кабиной летчика, оторвалась и попала в воздухозаборник двигателя. К счастью, летчику удалось посадить машину на одном двигателе. После этого случая прозрачные накладки убрали.
 

Летчик-испытатель Е.И. Ларюшин возле полноразмерного макета В-80

 

В августе 1983 г. был выпущен второй опытный образец В-80 № 02 (бортовой номер 011), который предназначался для отработки систем авиационного оборудования и вооружения, на вертолете были установлены двигатели ТВЗ-117ВМА вместо ТВЗ-117В. Впервые были смонтированы прицельно-пилотажно-навигационный комплекс ПрПНК "Рубикон" К-041, несъемная подвижная пушечная установка НППУ-80 и система кондиционирования воздуха. Первый полет "двойки" состоялся 16 августа 1983 г.
 

 

Приборная доска макета кабины В-80

 

С огромным вниманием за ходом конкурсных работ следило руководство Министерства обороны. Большой интерес к В-80 проявлял Главный маршал авиации П.С. Кутахов, бывший тогда Главнокомандующим ВВС, в прошлом летчик-истребитель. Он часто бывал в конструкторском бюро и на Летно-испытательном комплексе (ЛИК), подолгу находился в кабине макета В-80. Главком не только одобрил идею одноместной машины, но и всячески помогал продвижению работ. Во время одного из посещений в 1984 г. ЛИК Кутахову был продемонстрирован пилотаж машины на предельно малой высоте. Оценив высокие летные качества вертолета, главком, однако, сделал замечание летчику-испытателю Е.И. Ларюшину за неоправданный риск, хотя тут же заметил, что в боевых условиях вертолеты будут воевать именно так.
В июле 1984 г. завершилась программа заводских испытаний. В конце года были подведены первые итоги конкурса. Отмечалось, что по многим характеристикам В-80 превосходит Ми-28. Начались полеты по программе первого этапа Государственных сравнительных летных испытаний для более глубокой оценки летно-технических характеристик вертолетов В-80 и Ми-28. Одновременно в ГосНИИАС под руководством А.Г. Зайцева и В.А. Стефанова на стендах полунатурного моделирования интенсивно отрабатывался прицельно-пилотажно-навигационный комплекс "Рубикон" для В-80.

 

Первый летный экземпляр вертолета В-80

 

3 апреля 1985 г. во время демонстрационного полета на В-80 № 01 погиб летчик-испытатель Е.И. Ларюшин. В процессе показательного полета пилот демонстрировал комплекс фигур высшего пилотажа и боевых маневров, подтверждавших высокую маневренность вертолета-штурмовика. Полет завершался боевым маневром, имитировавшим быстрый уход вертолета к земле 'за укрытие после атаки цели. Выполнялась нисходящая спираль с разворотом до 360°. Пилот в совершенстве владел этим боевым маневром. На завершающем этапе разворота с малой скоростью поступательного движения при большом крене результирующая скорость потока воздуха (дул порывистый ветер 15-20 м/с), действующая на несущие винты снизу, оказалась такой, что вертолет попал в зону "вихревого кольца". Дополнительное увеличение махового движения лопастей за счет воздействия "вихревого кольца" привело к столкновению лопастей и падению машины.

 

Первый летный экземпляр вертолета В-80 

 

Внесенные конструктивные изменения позволили в дальнейшем исключить рискованное сближение лопастей винтов и обеспечить безопасное применение этого эффективного маневра в боевых условиях.
Трагическая гибель Е.И. Ларюшина была для ОКБ тяжелым ударом. Его мнение, опыт, интуиция испытателя оказали огромное влияние на формирование облика одноместной боевой машины.
Для завершения программы оценки летно-технических характеристик вертолета в декабре 1985 г. был выпущен третий опытный В-80 (бортовой номер 012).
Представленные здесь фотографии первых машин, созданных на фирмах Камова и Миля, хорошо иллюстрируют различие технических решений, заложенных в их проекты: у В-80 аэродинамически совершенный планер, убирающееся шасси, у Ми-28 неубирающееся шасси и вынесенные в поток патронные ящики пушечной установки.
После окончания летно-конструкторских испытаний В-80 № 02 в сентябре 1985 г. на Гороховецком полигоне Главного ракетно-артиллерийского управления начались Государственные сравнительные летные испытания для оценки боевой эффективности вертолетов В-80 и Ми-28. Полеты выполнялись летчиками-испытателями Научно-испытательного института ВВС им. В.П. Чкалова. Первым военным летчиком, освоившим В-80, стал полковник В.И. Костин. Сравнительные летные испытания от Министерства обороны возглавлял полковник Г.И. Кузнецов. Испытания завершились в августе 1986 г. Их результаты показали, что В-80 превосходит по критерию "эффективность-стоимость" как Ми-28, так и АН-64А "Апач" благодаря более высокой боевой живучести, лучшим летно-техническим характеристикам (особенно на больших высотах и при высоких температурах), а также более широким возможностям вооружения. Существенным недостатком В-80, так же как и Ми-28, была признана невозможность ведения боевых действий ночью из-за низких характеристик телевизионной системы ночного видения "Меркурий".
 

 

Вертолет В-80 в испытательном полете

 

Несмотря на то, что во время полетов уровень психофизиологических нагрузок на летчика приближался к уровню нагрузок на летчика истреби-тельно-бомбардировочной авиации, была доказана принципиальная возможность совмещения функций пилота и штурмана-оператора.
По итогам сравнительных испытаний заказчиком было рекомендовано завершить доводку ночной системы, оснастить В-80 бортовым комплексом обороны, обеспечить уменьшение количества операций, выполняемых летчиком при поиске и атаке целей, сопряжение бортовой аппаратуры с аппаратурой наземных и авиационных разведывательных средств.
 

 

Первый летный экземпляр вертолета Ми-28

 

Лично проверить новые вертолеты в деле и оценить их достоинства решил Министр обороны Маршал Советского Союза СВ. Соколов. В октябре 1986 г. на Гороховецком полигоне состоялся показ, на котором В-80 и Ми-28, оснащенные полным комплексом оборудования и вооружения, продемонстрировали свои возможности. Обеим машинам были поставлены одни и те же задачи и определены аналогичные цели. Наблюдая за показом, летчики вертолетов Ми-8, доставившие командование на полигон, не могли удержаться от аплодисментов.
После полетов Соколов провел совещание с летчиками и инженерами НИИ Министерства обороны, непосредственно курировавшими работы по конкурсу. Военные оценили Ми-28 как хорошую машину, превосходящую Ми-24 и по многим характеристикам не уступающую "Апачу". Но В-80 по их мнению был не просто хорошей машиной, он отражал новое направление в развитии боевой вертолетной техники.
 

 

Вертолет В-80 № 01, после доработок

 

По результатам конкурса в декабре 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о победе ОКБ Н.И. Камова, проведении государственных испытаний и запуске В-80 в серию. Кроме того, со стороны Министерства обороны были сформулированы дополнительные требования, предъявляемые к В-80 как к победившему в конкурсе. Тогда же ОКБ М.Л. Миля было предложено продолжить работы по проекту Ми-28 с целью реализации возможностей продажи этого вертолета за рубежом, а заложенный в конструкцию потенциал рекомендовано использовать при модернизации "двадцатьчетверок".

 

Вертолет В-80 № 01, после доработок 

 

Подготовка к серийному производству В-80 началась на Арсеньевском авиационном заводе, известном ныне как Арсеньевская авиационная компания "Прогресс". Она берет свое начало от завода № 116, который был заложен в 1936 г. Тогда в Уссурийской тайге в 278 км от Владивостока правительственной комиссией была выбрана площадка под строительство авиационного завода. Начав с ремонта авиационной техники, этот завод со временем стал одним из крупных авиационных предприятий России. В 1941-1945 гг. на заводе строились самолеты УТ-2. После войны завод выпускал самолеты Як-18, Як-50, Як-55, Ан-14, планер А-15, аэросани "Север" и Ка-30. На нем были изготовлены практически все вертолеты Ми-24, воевавшие в Афганистане, и не просто "изготовлены" - а доведены до совершенства. Свой богатый опыт заводчане используют и теперь при серийном производстве Ка-50. Много сил и таланта отдают этой машине сегодняшний директор компании "Прогресс" Ю.С. Бодня, а также ее сотрудники М.Ю. Лукин, В.М. Резунов и др.

 

Вертолет В-80, открыты люки доступа к оборудованию

 

В соответствии с упомянутым постановлением на Ухтомском вертолетном заводе в марте 1989 г. был выпущен В-80 № 04 (бортовой № 014), а в апреле 1990 г. - В-80 № 05 (бортовой № 015). При этом вертолет В-80 № 05 являлся эталоном для серийного производства. Обе машины были оснащены устройствами постановки помех УВ-26 и системой предупреждения о радиолокационном облучении. Впервые в состав комплекса "Рубикон" вошла аппаратура внешнего целеуказания. Аналоговая система управления оружием была заменена на новую, облегченную, построенную на базе ЦВМ. "Пятерка" впервые была оборудована работоспособной системой аварийного покидания с катапультируемым креслом К-37-800.

 

В-80 №02 подготовленный к испытательным стрельбам из пушки на стенде

 

С июля 1988 г. по июнь 1990 г. четыре вертолета В-80 приняли участие в летно-конструкторских испытаниях. Два из них, В-80 № 03 и № 05, использовались для доводки и испытаний несущей системы, системы управления, шасси, системы подвесных топливных баков, оценки летно-технических характеристик, определения нагрузок, действующих на вертолет в полете, а два других, В-80 № 02 и № 04, - для оценки характеристик вооружения и систем управления им, а также газодинамической устойчивости силовой установки. Помимо этого, на В-80 № 04 изучалось воздействие электромагнитного излучения на систему управления оружием.
В мае 1991 г. Арсеньевским авиационным заводом был выпущен головной серийный вертолет В-80 № 08 (бортовой номер 018). Первый полет на нем выполнил летчик-испытатель Н. Довгань 22 мая 1991 г.
 

 

читать далее

Из книги "Армейские боевые вертолеты Ка-50, Ка-52, Ка-50Н". А.Мазепов, А.Михеев, В. Зенкин, А. Жирнов, А.Фомин.


 

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)